АООП ТНР в. 5.1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…...3
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………..…………………………………….…5
2.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….…5
2.2. Описание особых образовательных потребностей……………………………...….7
2.3. Планируемые результаты…………………………………………………………....8
2.4. Система оценки планируемых результатов…………………………………..……16
2.5. Программа оценки личностных результатов………………………………………16
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………17
3.1.Рабочие программы учебных предметов……………………………………….……17
3.2.Программа формирования УУД………………………………………………....…...17
3.3.Рабочая программа воспитания………………………………………………………17
3.4. Программа коррекционной работы………………………………………………….17
4.ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………..............20
4.1.Учебный план…………………………………………………………………….……20
4.2.Календарный учебный график………………………………………………………..21
4.3. Характеристика условий реализации АООП ………………………………………21

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность
по образовательным, в том числе адаптированным, программам начального общего
образования, разрабатывают АООП НОО для обучающихся с ЗПР на основе ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный и деятельностный подход.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей данных обучающихся, которые
определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений
формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
требованиями к:
-структуре образовательной программы;
-условиям реализации образовательной программы;
-результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода обеспечивает
разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов,
обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности
обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным
развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической
деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с
ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
– придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
– прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;
– существенное повышение мотивации и интереса к учению;
– приобретению нового опыта деятельности и поведения;
– создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с
ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают

не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков,
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация
детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе,
снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, направленные на
личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие
принципы:
 принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
 принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
 принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
 онтогенетический принцип;
принцип
комплексного
подхода,
использования
в
полном
объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей обучающихся;
 принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
 принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
 принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний
в область жизнедеятельности;
 принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – это образовательная
программа для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и
речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с ТНР самостоятельно разработана и утверждена
МОУ СОШ № 14 в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ на основе федеральной
адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ТНР.
Цель адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ТНР - формирование у них общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью
в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и
социокультурными ценностями.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися
программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся,
согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся с ТНР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ТНР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ТНР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те
же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии,
заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней
речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических
расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного
языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается
незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность
произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах:
отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение,
искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в
искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо
нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например,
только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается
выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова
проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность,
выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи,
смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова,
обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела.
Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно

передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене
слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри
лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в
речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее
частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся
преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных
аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки
однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии
сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно
ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы
неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок,
которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления
верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой –
устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной
особенностью
является
своеобразие
связной
речи,
характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на
второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов
при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При
рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с
элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные
предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной
сформированностью базовых высших психических функций,
обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
2.2. Описание особых образовательных потребностей
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и
назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения
речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов

дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию
или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и
специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической
работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших
психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной
деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с
речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических и психологических средств воздействия в процессе
педагогического сопровождения;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития
речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения
в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения АООП НОО:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить

свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения АООП НОО:
Русский язык и литературное чтение
Русский язык.
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Иностранный язык (английский язык):
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение
правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на
элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение
лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки,
наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Основы религиозных культур и светской этики:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни. Искусство.
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.).
Музыка:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Технология:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и
проектных художественно-конструкторских задач.
Физическая культура:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной
учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и
другие), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости).
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

АООП

НОО

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны
соответствовать требованиями ФГОС НОО 3 , которые дополняются группой
специальных требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений
устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
 отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и
неправильное произнесение звука;
 умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую
структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

 правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи;
 умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
 умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз,
логического ударения, интонационной интенсивности;
 минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
 умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова;
 практическое владение основными закономерностями грамматического и
лексического строя речи;
 сформированность лексической системности;
 умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
 овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их
использование;
 владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики,
композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
 сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и
письмом;
 сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического
уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
 владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми
компонентами чтения и письма);
 позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
 понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого
общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение;
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшую проблему;
 выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
 умение принимать решения в области жизнеобеспечения;
 владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы;
 овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе;
 представления об устройстве домашней и школьной жизни;
 умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и
осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций;
 умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;

 умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при
участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении
функций в совместной деятельности;
 стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника;
 владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и
проведении праздника;
 овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить
разговор;
 умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
 умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
 умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
 прогресс в развитии информативной функции речи;
 умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в
соответствии с коммуникативной установкой;
 позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию
разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 умение излагать свое мнение и аргументировать его;
 умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных
ситуациях;
 прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
 дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих;
 способность прогнозировать последствия своих поступков;
 понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и
умение действовать в соответствии с их значением;
 осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем;
 умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования;
 умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
 наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной
результативности;
 прогресс в развитии познавательной функции речи;
 дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и
учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
 наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
 представления о вариативности социальных отношений;

 готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
 овладение средствами межличностного взаимодействия;
 умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося
социальные ритуалы;
 умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных
отношений;
 прогресс в развитии регулятивной функции речи. Эти требования
конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся.
2.4. Система оценки планируемых результатов
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке
освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого
развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм
логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с
сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной
подготовки.
2.5. Программа оценки личностных результатов.
Программа оценки личностных результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи с учётом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся призвана
направлять образовательный процесс не просто в рамки получения новых академических
знаний, а в русло совокупности познавательного и личностного развития обучающегося с
учётом его индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических
особенностей.
Формирование личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных
учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами
деятельности; опытом социального взаимодействия.
Реализация программы оценки личностных результатов освоения АООП
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи возможна в единстве урочной и

внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной
организации и семьи.
Описание оценки личностных результатов представлено в разделах «Планируемые
результаты» и «Система оценки планируемых результатов».
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Рабочие программы учебных предметов
Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО.
3.2.Программа формирования УУД
Соответствует ФГОС НОО
3.3.Рабочая программа воспитания
3.4. Программа коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание
коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ЦПМПК,
индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого - педагогической
помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и
индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в
образовательной организации.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных уровнем их речевого развития и механизмом речевой патологии;
обеспечение
максимального
уровня
освоения
адаптированной
\общеобразовательной программы начального общего образования обучающимися с ТНР
и интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и
механизма речевого недоразвития;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических и
психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого-педагогической
коррекции;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР
консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и
другим вопросам.

Программа коррекционной работы предусматривает:
- реализацию образовательной организацией коррекционно-развивающей области
через специальные курсы и индивидуальную/подгрупповую работу, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, преодоление
речевых и неречевых расстройств в синдроме речевой патологии;
- обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и
воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с ТНР самостоятельно
повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и
внеурочной деятельности;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
всех учебных предметов с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и
совершенствования коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
- организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию
«обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих
контроль за устной и письменной речью;
- реализацию механизма взаимодействия в разработке и осуществлении
коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной
педагогики, иных работников образовательной организации.
- психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с
целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимися;
организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).
Направления работы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у обучающихся общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной
деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями.
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования
обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее
основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у
обучающихся с ТНР особых образовательных потребностей в адаптации к освоению
адаптированной \общеобразовательной программы начального общего образования,
проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию
психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной
адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной
общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с
детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся с ТНР;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями организации образовательной
деятельности обучающихся с ТНР, со всеми участниками образовательной деятельности членами детского коллектива (одноклассниками, сверстниками из параллели), родителями
(законными представителями), педагогами.
Содержание направлений работы.
1. Диагностическая работа включает:
- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях
обучающихся с ТНР, представленных в заключении ПМПК;
- комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании
диагностической информации от специалистов различного профиля;
- выявление симптоматики речевого нарушения и уровня речевого развития
обучающихся с ТНР;
- установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся
с ТНР;
- изучение ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с
ТНР;
- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач,
содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
- осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их
успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования с целью дальнейшего уточнения коррекционных
мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
 коррекцию речевых расстройств, системное и разностороннее развитие речи;
 совершенствование коммуникативной деятельности;
 формирование и коррекцию психофизиологической базы речи;
 развитие познавательной деятельности, высших психических функций;

формирование
или
коррекцию
нарушений
развития
личности,
эмоциональноволевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося
с ТНР;
 достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и
обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах
учебной и внеурочной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.
3. Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных
индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционно-развивающего обучения обучающегося с ТНР.
4. Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания,
лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным

представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ТНР;
• информирование участников образовательных отношений о:
а) сохранных сторонах психического развития обучающихся с ТНР; б) состоянии
психофизиологического развития обучающихся с ТНР;
в) возможных путях коррекции, компенсации, развития нарушенного речевого
развития обучающихся.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ТНР - организационные формы работы,
объем нагрузки, привлечение педагогов в зависимости от результатов диагностики, что
способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей
обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности:
при изучении предметов учебного плана, на занятиях с педагогом-психологом, при
организации всех направлений внеурочной деятельности, при реализации программ
дополнительного образования в условиях МОУ СОШ № 14.
Механизмы реализации программы коррекционной работы.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации,
обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и
социальное
партнерство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами.
Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает:
- многоаспектный анализ речевого, познавательного, личностного развития
обучающего с ТНР;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем
обучающегося с ТНР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом
уровня речевого развития, структуры речевого дефекта;
- разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ТНР.
Социальное партнерство предусматривает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения
обучающихся с ТНР;
- сотрудничество с родительской общественностью.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5
часов. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией
в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
4.2.Календарный учебный график

Продолжительность учебного года, сроки и даты каникул устанавливаются в
соответствии с учебным планом и ежегодно согласовываются на Управляющем совете
школы. Размещен на сайте МОУ СОШ №14.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
4.3. Характеристика условий реализации АООП
Кадровые условия
Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель физической
культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог
дополнительного образования – наряду со средним или высшим профессиональным
педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению
(профилю, квалификации) подготовки должны иметь удостоверение о повышении
квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.
Руководящие работники (административный персонал) – наряду со средним или высшим
профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о
повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.
Уровень квалификации работников МОУ СОШ №14, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу начального общего образования
обучающихся с ТНР, по каждой занимаемой должности соответствует квалификационным
характеристикам, а педагогических работников соответствует квалификационной
категории. Все специалисты проходят курсы повышения квалификации (в объеме 72 и
более часов) в области инклюзивного образования. Педагогические работники
образовательного учреждения имеют четкое представление об особенностях
психического, физического развития детей, о методиках и технологиях организации
образовательного и процесса адаптации. Все специалисты, участвующие в реализации
образовательной программы для обучающихся с ТНР владеют методами командной
работы; умеют использовать в своей работе научно-обоснованные и достоверные
инновационные разработки в области коррекционной педагогики.
Финансовые условия
В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование
предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от
выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в
общеобразовательную среду.
Материально-технические условия
Требования к организации пространства
В школе созданы комфортные условия во всех учебных и внеучебных помещениях:
отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий со
специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам
психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТНР. Организовано
пространство для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене.
Материально-технические условия обеспечивают соблюдение:
– санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

– санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т. д.);
– социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, комнаты
психологической разгрузки и т.д.);
– пожарной и электробезопасности;
– требований охраны труда; – своевременных сроков и необходимых объемов
текущего и капитального ремонта;
– возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации,
объектам инфраструктуры школы.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных
учреждений, предъявляемым к:
– участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция,
освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и
хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
– зданию образовательного учреждения (необходимый набор и размещение
помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещенность,
расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в
учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, структура
которых обеспечивает возможность для организации урочной и внеурочной учебной
деятельности);
– помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, число читательских
мест, медиатеки);
– помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления
пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
– помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным
искусством,
техническим
творчеством,
естественнонаучными
исследованиями,
иностранными языками,
– актовому залу;
– спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию;
– помещениям для медицинского персонала;
– мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю.
Реализация адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР
предусматривает использование специальных, учитывающих особенности их
психофизического развития и особые образовательные потребности, учебников.
Реализация Программы коррекционной работы в рамках АООП НОО гарантирует:
-обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями ПМПК; в учебном плане предусмотрены часы коррекции
для успешного овладения образовательным стандартом по учебным предметам с целью
развития различных видов памяти и внимания, аналитико-синтетической деятельности,
пространственных представлений; введены индивидуальные занятия и занятия по
лечебной физкультуре (при наличии соответствующего медицинского заключения);
-обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных

педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
-обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся с
умеренно ограниченными возможностями здоровья, направленных на решение задач
развития ребенка; использование специальных методов, приемов, средств обучения,
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на образовательные
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом
специфики развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
-обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм).
Продолжительность учебного года, сроки и даты каникул устанавливаются в
соответствии с учебным планом.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ТНР для варианта 5.1 составляют 4
года (1-4 классы).
Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно
СанПиН). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Распорядок учебного дня обучающихся с ТНР устанавливается с
учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к
здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП НОО, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей
обучающихся в двигательной активности). Учебные занятия начинаются в 8.15. Число
уроков в день: для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков и один день в неделю
– не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 – 4 классов –
не более 5 уроков. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим
обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по
40 минут каждый) Продолжительность перемен между уроками составляет 15 минут,
большой перемены (после 3-го уроков) - 20 минут.
Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с ТНР обучаются по базовым учебникам
для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими
особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами
(преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности),
рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими
реализацию программы коррекционной работы, направленную на специальную
поддержку освоения АООП НОО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР обусловливают
необходимость специального подбора дидактического материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».