Программа воспитания средняя школа 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 4
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 4
1.2 Направления воспитания ………………………............................................. 6
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 11
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 11
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 14
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 30
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 30
3.2 Нормативно-методическое
обеспечение………………………………………….…….……………….……30
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ...................................................................... 31
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ...................................................................... 32
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 34

2

Пояснительная записка
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федерального государственного
образовательного стандарта (далее — ФГОС) среднего общего образования
(Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
Срок освоение программы: 2 года.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством

Российской

Федерации,

локальными

актами

общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание

своих

детей.

Содержание

воспитания

обучающихся

в

общеобразовательной организации определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется

и

осуществляется

в

соответствии

с

приоритетами

государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,

творческий,

компетентный
4

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи

воспитания

обучающихся

в

общеобразовательной

организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям,

традициям

(их

освоение,

принятие);

приобретение

соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения

общеобразовательных

программ

в

соответствии

с

ФГОС.

Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают осознание российской гражданской идентичности,
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся

к

саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному

самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как
5

особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется

и

осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС:
− гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
− патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование

традиционных

российских

семейных

ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового
6

образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
− трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
− экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
− ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
7

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим
ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
8

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.

9

Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

10

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное

общеобразовательное

учреждение

средняя

общеобразовательная школа № 14 открыта в 1973 году.
Школа размещена в типовом здании площадью 5615 кв.м., имеет 30
кабинетов. Школа работает в режиме пятидневной учебной недели. Школа
располагает полным перечнем учебно-наглядных пособий, техническими
средствами обучения, системой выхода в Интернет, собственным сайтом,
библиотечным фондом научно-методической литературы и учебниками,
интерактивными средствами обучения.
Существенное

влияние

на

качество

образования

оказывает

профессиональное мастерство педагогических кадров. В школе работает
стабильный высокопрофессиональный коллектив, который обеспечивает
воспитательный процесс на высоком уровне, внедряет новое содержание
образования и современные технологии воспитания.
Педагогический коллектив школы составляет 46 человек, из них
административно-управленческий персонал – 6, педагоги - 35 человек, пед.
персонал - 5. Из них высшую квалификационную категорию имеют – 14
человек, 1категорию – 5 человек. Средний возраст педагогов - 42 года.
Школа №14 имеет высокий рейтинг среди образовательных
организаций города.
На VI Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего»
МОУ СОШ № 14 была признана лауреатом конкурса «100 лучших школ
России». Школа имеет свидетельство участника Единого Национального
Реестра «Ведущих образовательных учреждений Российской Федерации».
В

2001 году в школе созданы юридические классы, это стало

совместным проектом отдела образования и Управления внутренних дел по
Комсомольску-на-Амуре.

Учащиеся

юридических

классов

на

профессиональном уровне изучают обществознание, физическую культуру,
11

ОБЖ. Под руководством кураторов они проходят строевую, огневую и
физическую подготовку, узнают основы правовых дисциплин, в своем
большинстве являются волонтерами-наставниками для детей среднего и
младшего звена: проводят для них различные мероприятия, вовлекают во
внеурочную деятельность. Сами учащиеся-юристы не раз становились
призерами Всероссийских и городских конкурсов: в 2019 во Всероссийском
конкурсе «Сыны и дочери Отечества» в г. Уссурийске знаменный отряд
юридического класса получил Диплом III степени, в 2020 году прошел
Заключительный этап всероссийского патриотического конкурса «Сыны и
дочери Отечества», где был завоеван Золотой диплом; в 2021 году в городском
фестивале профильных классов «Вектор профессионального роста» юристы
стали обладателями Диплома I степени.
Школа – победитель Всероссийского конкурса общеобразовательных
учреждений,

активно

внедряющих

инновационные

образовательные

программы (2007 год).
Основные традициями воспитания в образовательной организации:
-

смотр юридических классов;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами
трудового фронта и детьми войны;
- совместные концертные программы с хором ветеранов ВОВ и
тружеников тыла «Казаки» ко Дню Победы;
- театральные постановки школьной студии «Ковчег», посвященные
выдающимся событиям исторического прошлого нашего Отечества («А
зори здесь тихие…», «Я Родиной и совестью не торгую. Генерал
Карбышев», «Счастливая Ахматова», «Ленинградская мадонна»,
«Николай Заболоцкий. История моего заключения» и духовнонравственной направленности «Я – это ты!» по повести православного
писателя Н.Блохина);
- выступление

педагогического

состава

на

городских

самодеятельного творчества, смотры юридических классов.
12

конкурсах

- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в совместных делах школы (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между

классами

и

максимально

поощряется

конструктивное

межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений.
Географически МОУ СОШ №14 находится в центре города. Недалеко
расположены городской Дворец творчества детей и молодежи, библиотека
имени Н. Островского, Драмтеатр, кинотеатры «Факел», «Красный»,
художественный

музей,

детская

библиотека

имени

М.Горького,

краеведческий музей, университеты АмГУ и КнАГУ.
Спортивно-оздоровительные

учреждения

представлены

находящимися в микрорайоне стадионом «Авангард» и детской спортивной
школой. Для социально-экономического окружения школы характерно
наличие в микрорайоне крупного промышленного предприятия ООО
«Амурский

судостроительный

завод».

Рядом

расположены

общеобразовательные школы № 27, 22, 32, 51 и гимназия № 9.
Среди жителей микрорайона достаточный процент людей с высшим
образованием. В 2014 году школа прошла аккредитацию и имеет лицензию на
ведение образовательной деятельности (бессрочно).
Социальный статус семей учащихся:
По состоянию на 1 сентября 2022 года в школе 722 обучающихся.
Контингент обучающихся стабилен. Движение учащихся происходит по
объективным причинам, связанным с переменой места жительства родителей.

13

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
− максимальное

использование

воспитательных

возможностей

содержания учебных

предметов для

формирования у

обучающихся

российских

традиционных

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
− включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
− включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов,

модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
14

общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

доброжелательной атмосферы;
− организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

обучающихся

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
− курсы,

занятия

исторического

гражданско-патриотической,

просвещения,

военно-патриотической,

патриотической,
краеведческой,

историко-культурной направленности: «Я - комсомольчанин», «Ветеран»,
«Пластун»;
− курсы,

занятия

духовно-нравственной

направленности

по

религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной
культуры

народов

России,

духовно-историческому

краеведению:

«Калейдоскоп событий в России»;
− курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской направленности: «Робототехника»;
− курсы, занятия экологической, природоохранной направленности
«Росток», «Край, в котором я живу»;
− курсы, занятия в области искусств, художественного творчества
разных видов и жанров: «Художественная обработка древесины», Театральная
студия «Ковчег», «Антураж», «Мир песен»;
15

− курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Основы
спортивного туризма», «Добро пожаловать в музей!»;
− курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:
«Подвижные игры», «Мини-футбол», #МЫВМЕСТЕ#, «Фитнес и спортивные
танцы», «Я – вожатый», «Спортивные бальные танцы», «Подготовка к сдаче
нормативов ГТО».
Годы

2022-2023
2021-2022

Число кружков дополнительного образования в школе /в них детей
техническое

естественн
онаучное

художеств
енное

спортивно
е

2/144
2/109

1/76
1/32

3/188
3/122

6/335
5/219

соцгуманитарн
ое
7/265
7/198

туристск
о-краев
1/79
1/58

Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
− планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности: проведение еженедельных информационно
просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической
направленности "Разговоры о важном" (34 часа в учебном году) и другое;
− инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
− сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
16

экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) со школьным психологом;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
− регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания
и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями
и обучающимися;
− проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
17

семьи в отношениях с учителями, администрацией;
− создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
− общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,

литературные

и

т. п.)

мероприятия,

связанные

с

общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы: День здоровья «Здравствуй, осень золотая!»,
«Новогодний серпантин», «Этот День Победы» и другие;
− участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям
в России, мире: экскурсии во время несения Вахты памяти учениками на
Мемориальном комплексе «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за
Родину в суровые годы Великой Отечественной войны» и другое;
− торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом

на

приобретение

следующий
новых

уровень

социальных

образования,

статусов

в

символизирующие

общеобразовательной

организации, обществе: Праздник Букваря, Посвящение в Первоклассники,
театральные постановки, Последние Звонки и другие;
− церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие общеобразовательной организации, своей местности: Школьный
18

Олимп, линейки по итогам четверти и другие;
− социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием

социальных

партнёров,

комплексы

дел

благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой и др. направленности: «День
пожилого человека», «Корзинка добра», «Волонтерские практики», День
Отца, День Матери и др.;
− проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами, значимыми событиями для жителей города, края – участие Школьного
спортивного клуба в городских соревнованиях и другое;
− разновозрастные

сборы,

многодневные

выездные

события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,

историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной и др. направленности: деятельность Школьного
музея, День Тигра, экскурсии в краеведческий музей, походы в Силинский
парк, Пастораль и другие;
− вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в

разных

ролях

корреспондентов,

(сценаристов,

ведущих,

постановщиков,

декораторов,

музыкальных

исполнителей,
редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел: Театральная студия «Ковчег», школьные
праздники, конкурс Битва хоров «Виват, Россия!» и другие;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми:
конкурс творческих мам «Самая-самая!» и другое.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
19

предусматривает:
− общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации:
Дни памяти, городские патриотические митинги, демонстрации и другое;
− внешкольные
направленности,

тематические

организуемые

мероприятия

педагогами

воспитательной

по

изучаемым

в

общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям:
тематические уроки в городских библиотеках, просмотры спектаклей в
Драмтеатре, в соответствии с программой, экологические экскурсии и другое;
− экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия: экскурсии по городу, краю,
региону, посещение краеведческого и художественного музеев и другое;
− литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в
этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других

участников

образовательных

отношений

по

поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
20

её

созданию,

− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
− организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
− размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,

народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− изготовление,
изображений

размещение,

(символических,

обновление
живописных,

художественных
фотографических,

интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
− организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
− разработку,

оформление,

поддержание,

использование

в

воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок: установленная
21

доска памяти выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского
долга;
− оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
− разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и
т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
− подготовку
творческих

работ

и

размещение

регулярно

обучающихся

в

разных

сменяемых

экспозиций

предметных

областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга:
выставки рисунков и плакатов, выполненных учениками по различным темам
и другое;
− поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон,

озеленение

территории

при

общеобразовательной

организации:

волонтерское объединение «Росток», проведение субботников и другое;
− разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
− создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
− деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
− разработку и оформление пространств проведения значимых
22

событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн) – оформление к праздникам: 1 сентября, День учителя,
Новый год и другие;
− разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций
и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная

среда

строится

как

максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
- создание и деятельность в общеобразовательной организации, в
классах представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей

родительского

сообщества

в

Управляющем

совете

общеобразовательной организации;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские

собрания

по

вопросам

воспитания,

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
− родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
− работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания – проведение
совместных мероприятий с родителями ко Дню матери, Дню отца, 8 Марта и
другие;
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
23

воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
− родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной
организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом

консилиуме

в

общеобразовательной

организации

в

соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
Самоуправление
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в общеобразовательной организации предусматривает:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или др.), избранных обучающимися – реализация треков
«Орлята России» и другое;
− представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией –
Совет Орлят и другое;
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов
и прав обучающихся – участие в Службе медиации и другое;
− участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
24

деятельности в общеобразовательной организации.
Профилактика и безопасность
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации предусматривает:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.): социально-психологическое
тестирование на выявление склонности подростков к развитию вредных
зависимостей, выявление рисков суицида у детей и подростков и другое;
− проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
− разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
− вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении
с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
25

и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
− организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
− профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению

—

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

26

Индивидуальная работа

ВШК
Организация занятости
в свободное время

С учащимися

Инструктажи

Встречи и беседы с
классным коллективом
Текущий контроль
успеваемости,
посещаемости
Родительский комитет

Родительские собрания,
конференции
С родителями

Рейды

Индивидуальная работа
с учащимися

Лекторий

Индивидуальная работа
с классными
руководителями
Индивидуальная работа
с родителями
Психологопедагогический лекторий
Совещания, МО классных
руководителей инструктивная
работа

С ОП, КДН

С классными
руководителям
и

Штаб «Подросток»

Формирование банка
данных о детях, семьях,
ведение личных крат

Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых
27

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
− участие
отдельных

представителей

уроков,

внеурочных

организаций-партнёров
занятий,

в

внешкольных

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности –
конкурсы, организуемые Кванториумом, университетами и другое;
− проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

т. д.

направленности,

ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
общеобразовательной организации предусматривает:
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
− профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
− посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
28

организациях профессионального, высшего образования;
− организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной
организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
− совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых

выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов:
«Профминимум», «Билет в будущее» и другое;
− индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей

(законных

представителей)

по

вопросам

склонностей,

способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
− освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.

29

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
В школе работает опытные специалисты, планирующие, организующие,
обеспечивающие

реализацию

воспитательной

деятельности

в

школе:

заместитель директора по воспитательной работе, советник по воспитанию,
педагог-психолог,

социальный

педагог,

педагоги

дополнительного

образования.
Психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе
с ОВЗ и других категорий осуществляет служба, в состав которой входят
педагог-психолог, социальный педагог; регулярно привлекаются специалисты
других организаций: отдел полиции по делам несовершеннолетних,
специалисты наркологического диспансера, врачи детской поликлиники и
другие.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства в школе
является методическая работа. Одна из форм – деятельность методического
объединения классных руководителей.
Цель методической работы - повышение уровня профессиональной
культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно
положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Задачи методической работы:
1. Повышение качества и эффективности системы воспитания в соответствии
с рабочей программой воспитания.
2. Совершенствование форм и методов воспитания в школе посредством
повышения компетентности и профессионального мастерства классных
руководителей.
3. Пополнение информационного педагогического школьного банка данных
об эффективном педагогическом опыте.
30

Вся деятельность регламентирована локальными актами, размещенными
на сайте школы https://14kms.khbschool.ru/
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Обучение с детьми ОВЗ на уровне начального общего и основного
общего образования осуществляется по адаптированным образовательным
программам.
Обучение детей ОВЗ осуществляется в условиях общеобразовательного
класса. Адаптация школьников проходит успешно. Процесс социализации
ребят

проходит

под

наблюдением

педагога-психолога,

классных

руководителей, учителей-предметников.
В школе осуществляется мониторинг состояния здоровья обучающихся,
даются рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по
дальнейшей работе в вопросе укрепления и сохранения здоровья школьников.
Формирование осознанного ценностного отношения к здоровому образу
жизни в школе осуществляется через урочную и внеурочную деятельность
физической культуры. Спортивно-оздоровительная работа в школе является
одной из важных составляющих учебно-воспитательной системы. При ее
реализации решаются задачи по оздоровлению учащихся, пропаганде
здорового образа жизни, мотивации и привитию интереса к занятиям
физической

культурой

и

спортом,

развитию

морально-волевых

и

нравственных качеств учащихся.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
− налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
31

− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение
обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

поддержки

уровня

их

семей

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы учителей, классных
руководителей, педагога-психолога;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
− публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся): проведение торжественных линеек,
вручение грамот, благодарностей и другое;
32

− соответствия

артефактов

общеобразовательной

и

организации,

процедур
качеству

награждения

укладу

воспитывающей

среды,

символике общеобразовательной организации;
− прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
− регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
− сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом
наличия

ученического

самоуправления),

сторонних

организаций,

их

статусных представителей;
− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио

может

включать

артефакты

признания

личностных

достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
33

поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой
их успешностью, достижениями в чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в
общеобразовательной

организации

воспитательных

дел,

мероприятий,

проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность

предусматривает

публичную

презентацию

благотворителей и их деятельности: на школьном празднике «50-летний
юбилей»

в

торжественной

обстановке

были

представлены

бывшие

выпускники, оказывающие материальную помощь.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным

методом

общеобразовательной
воспитательной

анализа

организации

работы

с

воспитательного
является

целью

выявления

процесса

ежегодный
основных

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
34

− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как

сохранение

уклада

общеобразовательной

организации,

качество

воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
− распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат

как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим
обсуждением

результатов

на

методическом

объединении

классных

руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
35

за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось
и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.

Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
− реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;
− реализации потенциала социального партнёрства;
− деятельности по профориентации обучающихся;
36

− и другое.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются
и утверждаются педагогическим.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».