СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ........................................................................................... 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 4 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 4 1.2 Направления воспитания ………………………............................................. 6 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 7 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 11 2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 11 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 14 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 30 3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 30 3.2 Нормативно-методическое обеспечение………………………………………………………………………30 1 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями ...................................................................... 31 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся ...................................................................... 32 3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 34 2 Пояснительная записка Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.). Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Срок освоения программы: 2 года. Приложение — примерный календарный план воспитательной работы. 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный 4 гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как 5 особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: − гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; − патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; − духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; − эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; − физическое воспитание, формирование культуры здорового 6 образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; − трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; − экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; − ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. 7 Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. 8 Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства. 9 Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 10 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 открыта в 1973 году. Школа размещена в типовом здании площадью 5615 кв.м., имеет 30 кабинетов. Школа работает в режиме пятидневной учебной недели. Школа располагает полным перечнем учебно-наглядных пособий, техническими средствами обучения, системой выхода в Интернет, собственным сайтом, библиотечным фондом научно-методической литературы и учебниками, интерактивными средствами обучения. Существенное влияние на качество образования оказывает профессиональное мастерство педагогических кадров. В школе работает стабильный высокопрофессиональный коллектив, который обеспечивает воспитательный процесс на высоком уровне, внедряет новое содержание образования и современные технологии воспитания. Педагогический коллектив школы составляет 46 человек, из них административно-управленческий персонал – 6, педагоги - 35 человек, пед. персонал - 5. Из них высшую квалификационную категорию имеют – 14 человек, 1категорию – 5 человек. Средний возраст педагогов - 42 года. Школа №14 имеет высокий рейтинг среди образовательных организаций города. На VI Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего» МОУ СОШ № 14 была признана лауреатом конкурса «100 лучших школ России». Школа имеет свидетельство участника Единого Национального Реестра «Ведущих образовательных учреждений Российской Федерации». В 2001 году в школе созданы юридические классы, это стало совместным проектом отдела образования и Управления внутренних дел по Комсомольску-на-Амуре. Учащиеся юридических классов на профессиональном уровне изучают обществознание, физическую культуру, 11 ОБЖ. Под руководством кураторов они проходят строевую, огневую и физическую подготовку, узнают основы правовых дисциплин, в своем большинстве являются волонтерами-наставниками для детей среднего и младшего звена: проводят для них различные мероприятия, вовлекают во внеурочную деятельность. Сами учащиеся-юристы не раз становились призерами Всероссийских и городских конкурсов: в 2019 во Всероссийском конкурсе «Сыны и дочери Отечества» в г. Уссурийске знаменный отряд юридического класса получил Диплом III степени, в 2020 году прошел Заключительный этап всероссийского патриотического конкурса «Сыны и дочери Отечества», где был завоеван Золотой диплом; в 2021 году в городском фестивале профильных классов «Вектор профессионального роста» юристы стали обладателями Диплома I степени. Школа – победитель Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (2007 год). Основные традициями воспитания в образовательной организации: - смотр юридических классов; - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами трудового фронта и детьми войны; - совместные концертные программы с хором ветеранов ВОВ и тружеников тыла «Казаки» ко Дню Победы; - театральные постановки школьной студии «Ковчег», посвященные выдающимся событиям исторического прошлого нашего Отечества («А зори здесь тихие…», «Я Родиной и совестью не торгую. Генерал Карбышев», «Счастливая Ахматова», «Ленинградская мадонна», «Николай Заболоцкий. История моего заключения» и духовнонравственной направленности «Я – это ты!» по повести православного писателя Н.Блохина); - выступление педагогического состава на городских самодеятельного творчества, смотры юридических классов. 12 конкурсах - в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в совместных делах школы (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений. Географически МОУ СОШ №14 находится в центре города. Недалеко расположены городской Дворец творчества детей и молодежи, библиотека имени Н. Островского, Драмтеатр, кинотеатры «Факел», «Красный», художественный музей, детская библиотека имени М.Горького, краеведческий музей, университеты АмГУ и КнАГУ. Спортивно-оздоровительные учреждения представлены находящимися в микрорайоне стадионом «Авангард» и детской спортивной школой. Для социально-экономического окружения школы характерно наличие в микрорайоне крупного промышленного предприятия ООО «Амурский судостроительный завод». Рядом расположены общеобразовательные школы № 27, 22, 32, 51 и гимназия № 9. Среди жителей микрорайона достаточный процент людей с высшим образованием. В 2014 году школа прошла аккредитацию и имеет лицензию на ведение образовательной деятельности (бессрочно). Социальный статус семей учащихся: По состоянию на 1 сентября 2022 года в школе 722 обучающихся. Контингент обучающихся стабилен. Движение учащихся происходит по объективным причинам, связанным с переменой места жительства родителей. 13 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает: − максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; − включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; − включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; − выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; − привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; − применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; − побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила 14 общения со сверстниками общеобразовательной и педагогами, организации, соответствующие установление и укладу поддержку доброжелательной атмосферы; − организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; − инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: − курсы, занятия исторического гражданско-патриотической, просвещения, военно-патриотической, патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Я - комсомольчанин», «Ветеран», «Пластун»; − курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Калейдоскоп событий в России»; − курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности: «Робототехника»; − курсы, занятия экологической, природоохранной направленности «Росток», «Край, в котором я живу»; − курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров: «Художественная обработка древесины», Театральная студия «Ковчег», «Антураж», «Мир песен»; 15 − курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Основы спортивного туризма», «Добро пожаловать в музей!»; − курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Подвижные игры», «Мини-футбол», #МЫВМЕСТЕ#, «Фитнес и спортивные танцы», «Я – вожатый», «Спортивные бальные танцы», «Подготовка к сдаче нормативов ГТО». Годы 2022-2023 2021-2022 Число кружков дополнительного образования в школе /в них детей техническое естественн онаучное художеств енное спортивно е 2/144 2/109 1/76 1/32 3/188 3/122 6/335 5/219 соцгуманитарн ое 7/265 7/198 туристск о-краев 1/79 1/58 Классное руководство Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: − планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности: проведение еженедельных информационно просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (34 часа в учебном году) и другое; − инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; − организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; − сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, 16 экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; − выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации; − изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; − доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; − индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; − регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; − проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; − организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам 17 семьи в отношениях с учителями, администрацией; − создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; − привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; − проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п. Основные школьные дела Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: − общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: День здоровья «Здравствуй, осень золотая!», «Новогодний серпантин», «Этот День Победы» и другие; − участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире: экскурсии во время несения Вахты памяти учениками на Мемориальном комплексе «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны» и другое; − торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на приобретение следующий новых уровень социальных образования, статусов в символизирующие общеобразовательной организации, обществе: Праздник Букваря, Посвящение в Первоклассники, театральные постановки, Последние Звонки и другие; − церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности: Школьный 18 Олимп, линейки по итогам четверти и другие; − социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности: «День пожилого человека», «Корзинка добра», «Волонтерские практики», День Отца, День Матери и др.; − проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей города, края – участие Школьного спортивного клуба в городских соревнованиях и другое; − разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности: деятельность Школьного музея, День Тигра, экскурсии в краеведческий музей, походы в Силинский парк, Пастораль и другие; − вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях корреспондентов, (сценаристов, ведущих, постановщиков, декораторов, музыкальных исполнителей, редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел: Театральная студия «Ковчег», школьные праздники, конкурс Битва хоров «Виват, Россия!» и другие; − наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми: конкурс творческих мам «Самая-самая!» и другое. Внешкольные мероприятия Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий 19 предусматривает: − общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации: Дни памяти, городские патриотические митинги, демонстрации и другое; − внешкольные направленности, тематические организуемые мероприятия педагогами воспитательной по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям: тематические уроки в городских библиотеках, просмотры спектаклей в Драмтеатре, в соответствии с программой, экологические экскурсии и другое; − экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия: экскурсии по городу, краю, региону, посещение краеведческого и художественного музеев и другое; − литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; − выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по поддержанию, использованию в воспитательном процессе: 20 её созданию, − оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; − организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; − размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; − изготовление, изображений размещение, (символических, обновление живописных, художественных фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; − организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; − разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок: установленная 21 доска памяти выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга; − оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; − разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; − подготовку творческих работ и размещение регулярно обучающихся в разных сменяемых экспозиций предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга: выставки рисунков и плакатов, выполненных учениками по различным темам и другое; − поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации: волонтерское объединение «Росток», проведение субботников и другое; − разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; − создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; − деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; − разработку и оформление пространств проведения значимых 22 событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн) – оформление к праздникам: 1 сентября, День учителя, Новый год и другие; − разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: - создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; − тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; − родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; − работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания – проведение совместных мероприятий с родителями ко Дню матери, Дню отца, 8 Марта и другие; − проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам 23 воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; − родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; − участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); − привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; − при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. Самоуправление Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает: - организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися – реализация треков «Орлята России» и другое; − представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией – Совет Орлят и другое; − защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся – участие в Службе медиации и другое; − участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной 24 деятельности в общеобразовательной организации. Профилактика и безопасность Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации предусматривает: - организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; − проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.): социально-психологическое тестирование на выявление склонности подростков к развитию вредных зависимостей, выявление рисков суицида у детей и подростков и другое; − проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); − разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; − вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической 25 и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); − организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; − профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.); − предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); − профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.). 26 Индивидуальная работа ВШК Организация занятости в свободное время С учащимися Инструктажи Встречи и беседы с классным коллективом Текущий контроль успеваемости, посещаемости Родительский комитет Родительские собрания, конференции С родителями Рейды Индивидуальная работа с учащимися Лекторий Индивидуальная работа с классными руководителями Индивидуальная работа с родителями Психологопедагогический лекторий Совещания, МО классных руководителей инструктивная работа С ОП, КДН С классными руководителям и Штаб «Подросток» Формирование банка данных о детях, семьях, ведение личных крат Социальное партнёрство Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает: − участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых 27 дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); − участие отдельных представителей уроков, внеурочных организаций-партнёров занятий, в внешкольных проведении мероприятий соответствующей тематической направленности; − проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности – конкурсы, организуемые Кванториумом, университетами и другое; − проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; − реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Профориентация Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы общеобразовательной организации предусматривает: - проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; − профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; − экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; − посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в 28 организациях профессионального, высшего образования; − организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; − совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; − участие в работе всероссийских профориентационных проектов: «Профминимум», «Билет в будущее» и другое; − индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; − освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. 29 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение В школе работает опытные специалисты, планирующие, организующие, обеспечивающие реализацию воспитательной деятельности в школе: заместитель директора по воспитательной работе, советник по воспитанию, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования. Психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий осуществляет служба, в состав которой входят педагог-психолог, социальный педагог; регулярно привлекаются специалисты других организаций: отдел полиции по делам несовершеннолетних, специалисты наркологического диспансера, врачи детской поликлиники и другие. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Важнейшим средством повышения педагогического мастерства в школе является методическая работа. Одна из форм – деятельность методического объединения классных руководителей. Цель методической работы - повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся. Задачи методической работы: 1. Повышение качества и эффективности системы воспитания в соответствии с рабочей программой воспитания. 2. Совершенствование форм и методов воспитания в школе посредством повышения компетентности и профессионального мастерства классных руководителей. 3. Пополнение информационного педагогического школьного банка данных об эффективном педагогическом опыте. 30 Вся деятельность регламентирована локальными актами, размещенными на сайте школы https://14kms.khbschool.ru/ 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Обучение с детьми ОВЗ на уровне начального общего и основного общего образования осуществляется по адаптированным образовательным программам. Обучение детей ОВЗ осуществляется в условиях общеобразовательного класса. Адаптация школьников проходит успешно. Процесс социализации ребят проходит под наблюдением педагога-психолога, классных руководителей, учителей-предметников. В школе осуществляется мониторинг состояния здоровья обучающихся, даются рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по дальнейшей работе в вопросе укрепления и сохранения здоровья школьников. Формирование осознанного ценностного отношения к здоровому образу жизни в школе осуществляется через урочную и внеурочную деятельность физической культуры. Спортивно-оздоровительная работа в школе является одной из важных составляющих учебно-воспитательной системы. При ее реализации решаются задачи по оздоровлению учащихся, пропаганде здорового образа жизни, мотивации и привитию интереса к занятиям физической культурой и спортом, развитию морально-волевых и нравственных качеств учащихся. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: − налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; − формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; 31 − построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; − обеспечение обучающихся, психолого-педагогической содействие повышению поддержки уровня их семей педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы учителей, классных руководителей, педагога-психолога; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: − публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся): проведение торжественных линеек, вручение грамот, благодарностей и другое; 32 − соответствия артефактов общеобразовательной и организации, процедур качеству награждения укладу воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; − прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); − регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); − сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); − привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; − дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, 33 поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности: на школьном празднике «50-летний юбилей» в торжественной обстановке были представлены бывшие выпускники, оказывающие материальную помощь. 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом общеобразовательной воспитательной анализа организации работы с воспитательного является целью выявления процесса ежегодный основных в самоанализ проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: 34 − взаимное уважение всех участников образовательных отношений; − приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; − развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); − распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить 35 за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: − реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; − организуемой внеурочной деятельности обучающихся; − деятельности классных руководителей и их классов; − проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; − внешкольных мероприятий; − создания и поддержки предметно-пространственной среды; − взаимодействия с родительским сообществом; − деятельности ученического самоуправления; − деятельности по профилактике и безопасности; − реализации потенциала социального партнёрства; − деятельности по профориентации обучающихся; 36 − и другое. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим. 37