ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 2 от 14.11.2023г. СОГЛАСОВАНО С Управляющим советом Протокол № 2 от 14.11.2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор______Г.М.Алешкина Приказ № 238 от 14.11.2023г. Положение о внутренней системе оценки качества образования в МОУ СОШ № 14 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 14 (далее – Школа) определяет направления внутренней оценки качества образования и состав контрольно-оценочных процедур, регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур, закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством в сфере образования, в том числе федеральными образовательными программами (далее – ФОП), а также локальными нормативными актами Школы. 1.3. Положение разработано с учетом нормативных документов: Показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минпросвещения от 13.03.2019 № 114. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО); Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО); Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО); Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО); 1 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО); Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО); Устав Школы; Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; Положение о порядке организации проведения самообследования; Положение о разработке и утверждении основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; Положение о реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям обучающихся, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – это система мероприятий, организуемых Школой и необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством получения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательного процесса, который реализуется в Школе, и результатах освоения программ обучающимися; документы ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности Школы; мониторинг – это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочнодиагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; оценка/оценочная/контрольно-оценочная процедура – совокупность мероприятий, направленных на установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным, в том числе в рамках образовательной программы; ГИА – государственная итоговая аттестация; ООП – основная образовательная программа. 2. Организация ВСОКО 2 2.1. В рамках ВСОКО оценивается: качество образовательных программ; качество условий реализации образовательных программ, в том числе инфраструктура Школы и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью; качество образовательных результатов обучающихся; удовлетворенность потребителей качеством образования. 2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, оцениваются посредством следующих внешних и внутренних мероприятий. Внешние мероприятия Внутренние мероприятия Аккредитационный мониторинг Стартовая диагностика Всероссийские проверочные работы Оценка уровня формирования функциональной грамотности обучающихся и педагогов ГИА Оценка соответствия реализуемых в Школе образовательных программ федеральным требованиям Региональные и мунициОценка условий реализации ООП (по уровням общего обрапальные оценочные работы зования) федеральным требованиям Независимая оценка каче- Мониторинг образовательных достижений обучающихся, в ства условий образователь- том числе индивидуального прогресса обучающегося в досной деятельности тижении предметных и метапредметных результатов освоения ООП, сформированности и развития метапредметных образовательных результатов Независимая оценка качества подготовки обучающихся Мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся личностных УУД Самообследование Анализ уроков и других занятий Контроль ведения электронного журнала Анкетирование педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся 2.3. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно директором Школы. 2.4. Результаты внешних мероприятий используются Школой в целях, необходимых для осуществления внутренней оценки качества образования и избежания увеличения нагрузки на обучающихся и педагогов. 2.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы Школы. 3 3. Оценка образовательных результатов обучающихся 3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего образования), разработанных на основе ФГОС и ФОП, выступают: предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня; удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 3.1.1. Оценка достижения метапредметных и предметных результатов освоения ООП (по уровням общего образования) проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам Школы. 3.1.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по параметрам согласно приложению 1. 3.1.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего образования) диагностируется в ходе неперсонифицированного мониторинга личностного развития обучающихся и встроенного педагогического наблюдения согласно приложению 2. 3.1.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня оцениваются по критериям и показателям, приведенным в облачном документе в конце каждой четверти. 3.1.5. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов оценивается в конце каждого учебного года на основании опросов и анкетирования. 3.1.6. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету. Результаты индивидуального учета фиксируются: в электронном журнале успеваемости; в портфолио обучающихся. 3.1.7. Подходы, обозначенные в пп. 3.1. – 3.1.6. распространяются как на ООП нормативно развивающихся обучающихся, так и на обучающихся, осваивающих адаптированные основные образовательные программы (АООП). 4. Оценка образовательной деятельности 4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО в соответствии с ФОП. 4 Оценка ООП проводится на этапе ее разработки или изменения (до утверждения) на предмет соответствия содержания и структуры ООП федеральным требованиям. 4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам: соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимся. 5. Оценка условий реализации образовательных программ 5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материально-техническим и информационно-методическим условиям и другим требованиям федерального и регионального образования. 5.2. Оценка условий реализации образовательных программ проводится ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании. 5.3. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния условий. 6. Мониторинг 6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги: – личностного развития обучающихся; – достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов; – показателей отчета о самообследовании. 6.2. Вышеперечисленные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в приложения 1-4. 7. ВСОКО и самообследование 7.1. Самообследование – мероприятие ВСОКО. Отчет о самообследовании – документ ВСОКО. 7.2. График работ по самообследованию, отчет о самообследовании утверждается приказом директора Школы. 5 8. Документы ВСОКО 8.1. Документы ВСОКО – это информационно-аналитические продукты контрольно- оценочной деятельности. 8.2. К документам ВСОКО относятся: отчет о самообследовании; сводные ведомости успеваемости из электронных журналов; аналитические справки по результатам мониторингов, результатам опроса удовлетворенности родителей, результатам плановых административных проверок, к результатам внешних независимых диагностик; анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.; приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления школой. 8.3. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задач административного контроля в текущем учебном году. 6 Приложение 1 Показатели оценки предметных образовательных результатов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Единица измерения Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» Чел./% и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку Балл Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике Балл Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку Балл Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике Балл Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, по- Чел./% лучивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, по- Чел./% лучивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, по- Чел./% лучивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, по- Чел./% лучивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не Чел./% получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, не Чел./% получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, по- Чел./% лучивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, по- Чел./% лучивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие Чел./% в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и Чел./% призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: Показатели оценки предметных образовательных результатов 7 16 17 – муниципального уровня; – регионального уровня; – федерального уровня; – международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся 8 Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Приложение 2 Мониторинг личностного развития обучающихся Диагностируе мое № личностное качество Показатель сформирован ности Предмет мониторинга по показателю Периодично ОценочИсполни- сть ная тель процедур процедура мониторинга 1 Общекультурное направление (Гражданскопатриотическое направление экологическое воспитание): любовь к России, родной земле, служение Отечествуроссийская идентичность; Сформирован ность основ экологической культуры Готовность и способность к моральноэтической ориентации. Освоение понятия российской идентичности. Ответственное отношение к природе, окружающей среде Количество учащихся, демонстриру ющих готовность и способность к моральноэтической ориентации; освоивших понятие российской идентичности. Готовность учащихся к экологически безопасному поведению Встроенное наблюдение Мониторинг динамики личностного роста школьников по методике П.В.Степа нова, Д.В.Григо рьева и И.В.Куле шова Классный Руководитель, зам. директора по ВР 2 Духовнонравственное направление: нравственный выбор; сформированность ценностн ого отношения к труду Освоение учащимися существующих норм морали, трудолюбие Количество учащихся, демонстрирующих наличие ценностной ориентации и гражданского выбора Встроенное педагогическое наблюдение, тестирование Классный руководитель зам. директора по ВР Готовность к продолжению образования на профильном уровне, готов- Демонстрация уважения к труду как способу самореализац ии Понимание учащимися собственных профессио- Количество учащихся с заключением педагогапсихолога о профессиональных 9 1-4 класс, 5-9, 10-11 В течение года в рамках классных часов и общешкольных мероприятий 6, 8 , 10 и 11кл. 1раз в 2 года 1-4, 5-9 класс В течение года в рамках классных часов и общешкольных Статисти- Классный мероприятий ческий руково10-11 учет дитель Ежегодно Анкетиро- Педагог- в конце вание психолог учебного года 1 раз- на этапе предпро- ность к сознательному выбору профессии нальных склонностей, склонностях и способностях 3 Спортивнооздоровительное воспитание: сформирован ность ценностн ого отношения к своему здоровью и культуры здорового образа жизни Демонстрация культуры здорового образа жизни в среде образования и социальных практиках Понимание учащимся ценностного отношения к своему здоровью Стабильность посещения занятий физической культурой. Сокращение количества пропусков уроков по болезни. Сдача норм ГТО Соблюдение элементарных правил гигиены Единицы портфолио, подтверждающие социальнокультурный опыт учащегося Классный Руководитель, учителя физкультуры зам. директора по ВР 1-4 класс, 5-9, 10-11 В течение года в рамках классных часов и общешкольных мероприятий 4 Социальное направление: Здоровье нравственное и социальнопсихологическое, сформирован ность культуры здорового и безопасного образа жизни Демонстрация социальнокультурного опыт учащихся Количество учащихся, демонстрирующих наличие ценностной ориентации и выбора здорового и безопасного образа жизни Встроенное блюдение Классный руководитель Педагогпсихолог и (или) классный руководитель в рамках СПТ 1-6 классы 7-11 классы Ежегодно В 1 четверти учебного года 5 Общеинтеллектуальное (интеллектуально- Готовность и способность к смыслообразо ванию Количество учащихся, имеющих завершенные Статистический учет, отзыв Классный руководитель 9-11классы Ежегодно в конце учебного го- 10 фильной подготовки(по окончании уч-ся 7-8-х классов), второй раз –по окончании ООО Опрос по определению уровня готовности к рискованному поведению тестирование познавательная деятельность, проектная деятельность): творчество; познание; истина; созидание; настойчивость в достижении целей и презентова класснонные го руковод проекителя ты, тематика к оторых свидетель ствует о патриотичес ких чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа 11 да Приложение 3 № Критерии оценки образовательных программ Критерии оценки Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 1.2 1.3 1.4 Общая численность обучающихся, осваивающих основную Чел. образовательную программу: Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: – начального общего образования; Чел. – основного общего образования; Чел. – среднего общего образования Чел. Формы получения образования в ОО: – очная; Имеется/не имеется. Количество чел. – очно-заочная; Имеется/не имеется. Количество чел. – заочная Имеется/не имеется. Количество чел. Реализация ООП по уровням общего образования: – сетевая форма; Имеется/не имеется. Количество чел. – с применением дистанционных образовательных техноло- Имеется/не имеется. гий; Количество чел. – с применением электронного обучения Имеется/не имеется. Количество чел. 12 Приложение 4 Критерии оценки условий реализации образовательных программ Группа условий Кадровые условия Критерии оценки Единица измерения Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Чел./% Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно- Чел./% 13 Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Психологопедагогические условия Материальнотехнические условия хозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю/направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Численность/удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях Количество педагогов-психологов в штатном расписании Количество педагогов-психологов по совместительству Количество социальных педагогов Доля педагогических работников с вмененным функционалом тьютора в общем количестве педагогических работников Наличие оборудованного помещения, приспособленного для индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями Наличие оборудованных образовательных пространств для психологической разгрузки; рекреационных зон Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС/федеральными или региональными требованиями) Наличие читального зала библиотеки, в том числе: 14 Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел. Чел. Чел. Чел./% Имеется/не имеется Имеется/не имеется Ед. Ед./% Да / нет Учебно-методическое и информационное обеспечение – с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью размножения печатных бумажных материалов Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров научно-популярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральному перечню Количество единиц электронных образовательных ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 15 Чел./% Кв. м Ед./% Ед. Ед. Соответствует/не соответствует Ед. Соответствует/ не соответствует