Положение о порядке разработке и утверждении основных образовательных программ НОО, ООО, СОО.pdf

ПРИНЯТО
педагогическим советом
Протокол № 3 от 20.02.2025

УТВЕРЖДАЮ
Директор_________Г.М.Алешкина
Приказ № 29а от 21.02.2025

Положение
о разработке и утверждении основных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования, среднего общего
образования, реализующих обновленные федеральные государственные
образовательные стандарты
Общие положения.
1.1 Настоящее «Положение о разработке и утверждении основных образовательных
программ, реализующих обновленные Федеральные государственные образовательные
стандарты» (далее – Положение) разработано в МОУ СОШ № 14 (далее – Школа) в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального
образовательного стандарта начального общего образования", приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального
образовательного стандарта основного общего образования", приказом Министерства
просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413", с приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 "Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования", приказом
Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования", приказом. Минпросвещения
России от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования".
1.3 Настоящее Положение регламентирует порядок разработки, утверждения,
изменения, оценки, а также основные требования к оформлению основных
образовательных программ общего образования и адаптированных основных
образовательных программ, реализуемых в Школе.
1.4 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных ФЗ № 273 случаях в
виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм
аттестации.
1.5 Основные образовательные программы должны обеспечивать достижение
обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ в
I.

1

соответствии с требованиями, установленными ФГОС начального общего, основного
общего и среднего общего образования.
1.6 В школе разрабатываются, утверждаются и реализуются основные
образовательные программы по каждому уровню общего образования:
- образовательная программа ФГОС начального общего образования (далее ООП
НОО);
- образовательная программа ФГОС основного общего образования (далее ООП
ООО); - образовательная программа ФГОС среднего общего образования (далее ООП
СОО);
1.7 Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательного
процесса.

II.

Цели основных образовательных программ начального общего, основного
общего
образования,
реализующих
федеральные
государственные
образовательные стандарты.

2.1.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего
образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы начального общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
– формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья;
– обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
– становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
– обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
– достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
– обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
– организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
– использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
2

– предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района, города).
2.2.
Целями реализации основной образовательной программы основного
общего образования являются:
– достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенций
и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
– обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
– обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
– обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и
детьми с ОВЗ;
– установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития
личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
– обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
– взаимодействие образовательной организации при реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, школьного уклада;
– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта
реального управления и действия;
– социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,

3

сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
2.3.
Целями реализации основной образовательной программы среднего
общего образования являются:
– формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности
к успешной социализации в обществе;
– дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения
старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их
способностями, склонностями и потребностями;
– обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего
профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом
реальных потребностей рынка труда.

III.

Структура и требования к содержанию разделов основных образовательных
программ начального общего, основного общего образования, реализующих
ФГОС.

3.1.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
начального общего образования составляет 4 года, основного общего образования – 5 лет,
среднего общего образования – 2 (3) года.
3.2.
Основная образовательная программа начального общего образования
содержит следующие разделы:
3.2.1 Целевой раздел.
3.2.2 Содержательный раздел.
3.2.3 Организационный раздел.
ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. При этом от общего объема основной образовательной
программы начального общего образования: - обязательная часть основной
образовательной программы начального общего образования составляет - 80%, - часть,
формируемая участниками образовательных отношений, - 20%.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется
через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
3.3.
Требования к содержанию разделов основной
программы начального общего образования (ООО НОО).

образовательной

3.3.1 Целевой раздел НОО ООО содержит следующие подразделы:
– Пояснительная записка.
– Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной
программы.
– Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.

4

3.3.2. Содержательный раздел НОО ООО содержит следующие подразделы:
– Программы отдельных учебных предметов, курсов.
– Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
– Программа воспитания.
3.3.3. Организационный раздел содержит следующие подразделы:
– Учебный план начального общего образования. Учебный план - документ,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных
видов учебной деятельности.
Учебный план Школы состоит из трех разделов: пояснительной записки, плана–
сетки, перечня учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Учебный план принимается педагогическим советом Школы и утверждается
директором.
– Календарный учебный график.
– План внеурочной деятельности.
– Календарный план воспитательной работы.
– Система условий реализации основной образовательной программы:
 Кадровые условия реализации основной образовательной программы.
 Психолого­педагогические условия реализации основной образовательной
программы.
 Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы.
 Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы.
 Информационно­методические условия реализации основной образовательной
программы.
 Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. Модель сетевого
графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации
основной образовательной программы.

3.4.
Основная образовательная программа основного общего образования
содержит следующие разделы:
3.4.1 Целевой раздел.
3.4.2 Содержательный раздел.
3.4.3 Организационный раздел.
3.5.
Требования к содержанию разделов основной образовательной
программы основного общего образования (ООО ООО).
3.5.1. Целевой раздел основной образовательной программы основного общего
образования содержит следующие подразделы:
– Пояснительная записка.
– Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования.
– Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
5

3.5.2.
Содержательный раздел основной образовательной
основного общего образования содержит следующие подразделы:
– Программы учебных предметов, курсов.
– Программа развития универсальных учебных действий.
– Программа воспитания.

программы

3.5.3. Организационный раздел основной образовательной программы
основного общего образования содержит следующие подразделы:
– Учебный план основного общего образования. Учебный план - документ, который
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности.
Учебный план Школы состоит из трех разделов: пояснительной записки, плана–
сетки, перечня учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Учебный план принимается педагогическим советом Школы и утверждается
директором.
Учебный план Школы состоит из обязательной части и части, формируемой
школой самостоятельно. Обязательная часть учебного плана основного общего
образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного
процесса – 30% от общего объёма учебного плана.
– Календарный учебный график.
– План внеурочной деятельности.
– Календарный план воспитательной работы.
– Система условий реализации основной образовательной программы:
 Кадровые условия реализации основной образовательной программы.
 Психолого­педагогические условия реализации основной образовательной
программы.
 Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы.
 Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы.
 Информационно­методические условия реализации основной образовательной
программы.
 Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. Модель сетевого
графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации
основной образовательной программы.

3.6.
Основная образовательная программа среднего общего образования
содержит следующие разделы:
3.4.1 Целевой раздел.
3.4.2 Содержательный раздел.
3.4.3 Организационный раздел.
3.7.
Требования к содержанию разделов основной образовательной
программы основного среднего образования (ООО СОО).
3.5.3. Целевой раздел основной образовательной программы среднего общего
образования содержит следующие подразделы:
– Пояснительная записка.
6

– Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования.
– Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования.
3.5.4.
Содержательный раздел основной образовательной программы среднего
общего образования
содержит следующие подразделы:
– Программы учебных предметов, курсов.
– Программа развития универсальных учебных действий.
– Программа воспитания.
3.5.3. Организационный раздел основной образовательной программы
среднего общего образования содержит следующие подразделы:
– Учебный план среднего общего образования. Учебный план - документ, который
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности.
Учебный план Школы состоит из трех разделов: пояснительной записки, плана–
сетки, перечня учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Учебный план принимается педагогическим советом Школы и утверждается
директором.
Учебный план Школы состоит из обязательной части и части, формируемой
школой самостоятельно. Обязательная часть учебного плана среднего общего образования
составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40% от
общего объёма учебного плана.
– Календарный учебный график.
– План внеурочной деятельности.
– Календарный план воспитательной работы.
– Система условий реализации основной образовательной программы:
 Кадровые условия реализации основной образовательной программы.
 Психолого­педагогические условия реализации основной образовательной
программы.
 Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы.
 Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы.
 Информационно­методические условия реализации основной образовательной
программы.
 Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. Модель сетевого
графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации
основной образовательной программы.

IV.

Оформление основных образовательных программ.

4.1.
Основные образовательные программы Школы, распечатываются, имеют
титульный лист с указанием даты и номера протокола педагогического совета, принявшего
Программы, даты и номера утверждающего приказа. Основные образовательные
программы имеют оглавление с указанием разделов Программ.
7

4.2.
Рабочие программы учебных предметов и курсов, а также учебный план на
текущий учебный год оформляются как приложение к Основным образовательным
программам.
4.3.
Перечень кадровых, психолого-педагогических, материально-технических,
информационно-методических условий и финансового обеспечения, обеспечивающих
реализацию основных образовательных программ в соответствии с требованиями
Стандарта, на текущий учебный год оформляются как приложение к Основным
образовательным программам.
4.4.
Приложения к Основным образовательным программам, оформляемые
ежегодно, могут быть распечатаны или приложены в электронном виде.
V.

Порядок разработки и утверждения основных образовательных программ.

5.1.
Основные образовательные программы разрабатываются в соответствии с
ФК ГОС и ФГОС, и с учетом соответствующих примерных основных образовательных
программ (ст.12 п.7 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»), с учетом данного Положения о структуре, порядке разработки и
утверждения основных образовательных программ.
5.2.
Основные образовательные программы принимаются Педагогическим
советом и утверждаются приказом директора Школы.
VI.

Оценка эффективности деятельности образовательного
реализующего основные образовательные программы.

учреждения,

6.1.
Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения
осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения
основных образовательных программ.
6.2.
Результаты и эффективность реализации программ обсуждаются на
педагогических советах, заседаниях Управляющего совета;
6.3.
Ежегодные итоги реализации программ отражаются в отчете о
самообследовании Школы.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».