Художественная обработка древесины

Пояснительная записка
Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в
народе издавна была резьба по дереву и мозаика.
Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий
сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют
создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели
до монументальных панно.
Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву.
Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда — прялки, швейки,
вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной
красотой отличаются народные деревянные игрушки.
Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции,
которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов,
создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных
народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.
Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие
традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной
обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично
специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое
развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено
качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и
сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих
ценностей.
Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью
«Технология» общеобразовательной школы.
Программа является модифицированной, при составлении ее использована учебная и
методическая литература по заявленному профилю.
В программе изучаются три различные направления художественной обработки
древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения
является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа,
соответствующая способностям и возможностям учащегося.
Основные цели программы
Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей
предполагает следующие цели:
 формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и
легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых
социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении
художественной продукции до ее реализации;
 подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и
достижению жизненных целей через самореализацию;
 формирование эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой
деятельности;
 формирование у учащихся художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности,
помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о
различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни
каждого человека.
Основные задачи программы
Обучающие:
 формирование политехнических знаний и экологической культуры;

развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;
приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и
станочным оборудованием;
 освоение технологических приемов;
 решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как
функциональным, так и эстетическим требованиям,
 умение выстроить межпредметные связи.
Воспитательные:
 воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного
отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
 формирование эстетического отношения к труду;
 формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник,
производитель, потребитель);
 получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими
разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);
 воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных
ремесел.
Развивающие:
 развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость,
аккуратность, трудолюбие;
 формирование потребности в саморазвитии;
 развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей
школьников,
 развитие эстетического вкуса.



Особенности программы
Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю.
Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом — резьба, токарная
обработка, мозаикапо дереву и роспись.
Мозаика по дереву — один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий
сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют
создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели
до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и
искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе
художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия
труда.
Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции,
которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов,
создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных
народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.
Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить
трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться
высокой культуры труда.
Особенностями программы является:
 Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой
курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для
ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки
древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося
направления.
 Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические
сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь

сделать первый шаг в выборе будущей профессии.
 Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования
проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником
направлению.
Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает
повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда,
возбуждает желание к последующей деятельности.
Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется
дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения.
Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают
скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области
художественной обработки дерева работают народные мастера, и художникипрофессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый,
обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной
обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки
работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.
Возраст обучающихся и особенности группы:
 программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII
классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в
более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще
не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);
 состав группы рекомендуется постоянный;
 набор учащихся – свободный.
Возрастные психологические особенности
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, когда
выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого
сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении
личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий
характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый
возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает
самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся
отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его
деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно
новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе
как члену общества.
У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих
чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена
какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом
возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно
приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой
ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с
частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам
мировоззрения, религии, морали и эстетики.
Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративноприкладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на
выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.
Режим организации занятий:
 время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;
 в неделю проводится 2 занятия по 3 часа;
 форма обучения по программе – очная;
 практические занятия составляют большую часть программы.
Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:
 общие сведения о народных ремеслах;
 принципы формообразования и композиции;
 основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к
отделке;
 особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение,
воскование, лакирование, полировка).
 виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)
 виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная,
рельефная, скульптурная, домовая).
 инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
 стадии и процедуры проектирования;
 критерии оценки проекта.
Учащиеся должны уметь:
 выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки
изделия;
 подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;
 осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной,
геометрической резьбой, маркетри, окраской);
 планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;
 защитить выполненный проект.
Учащиеся должны обладать компетенциями:
 по общим основам художественного конструирования;
 по профессии мастера-краснодеревщика;
 по профессии резчика по дереву;
 по выполнению проекта.
В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности,
аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия,
осознание своих творческих возможностей.
Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и
разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия,
как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также
экономическим и маркетинговым критериям.
Учебно-тематический план
творческого объединения
«художественная обработка древесины»

№
занятия

1
1
2
2

Раздел, тема занятия

Кол-во
часов

Теория

Практика

Основы материаловедения.

4

2

2

Строение древесины. Классификация
древесных пород.
Основные разрезы ствола.
Характеристики некоторых пород
древесины.
Пороки древесины.
Основы художественного

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
8

0,5

0,5
4

3

4
5
6
№
занятия

конструирования
Развитие прикладного искусства и
культуры (экскурсия в краеведческий
музей).
Исходные принципы
художественного конструирования.
Понятие о формообразовании и
композиции.
Орнамент и узор. Виды орнаментов.
Основы построения орнаментов.
Раздел, тема занятия
Пропильная (домовая) резьба.

7

8

9-10
10
11-12
13-14
15-18

19
20

21

22

№занят
ия
23

24

Разновидности резьбы. Накладная,
сквозная, ажурная резьба.
Комбинированная резьба.
Материалы для пропильной резьбы.
Подготовка заготовок.
Оборудование, инструменты для
выполнения пропильной резьбы.
Рабочее место, охрана труда при
выполнении пропильной резьбы.
Приемы разметки пропильной
резьбы. Техника выпиливания.
Выполнение несложного орнамента
(учебное задание).
Выполнение самостоятельно
выбранного орнамента (практическая
работа).
Отделка изделия шлифованием.
Отделка готового изделия
лакокрасочными материалами.
Мозаика по дереву
Понятие о видах мозаики по
дереву.Инкрустация, интарсия,
блочная мозаика, маркетри.
Материалы для выполнения мозаики
по дереву. Подбор материала.
Раздел, тема занятия
Оборудование, инструменты и
приспособления, применяемые в
мозаике по дереву.
Организация рабочее места, охрана
труда при выполнении мозаики типа
«маркетри».

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Кол-во
часов
28

Теория

Практика

6

22

2

1

1

2

1

1

3
1

1
1

2

4

1

3

4

-

4

8

-

8

2
2

1

2
1

30
2

5
1

25
1

2

1

1

Кол-во
часов
2

Теория

Практика

1

1

1

1

-

24-25

26-27

28-29
30-33

34
35

36

37
38

№
занятия
39

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

Приемы работы ножом - резцом.
Последовательность выполнения
мозаичной вставки
Приемы выполнения простейшей
мозаики типа «паркетри».
Выполнение несложной композиции
в стиле «маркетри» (учебное
задание).
Выполнение набора самостоятельно
выбранной композиции в стиле
«маркетри» (практическая работа).
Наклеивание и отделка мозаичного
набора.
Отделка древесины лакокрасочными
материалами.

3

1

2

4

-

4

4

-

4

8

-

8

2

-

2

2

-

2

Геометрическая
резьба по дереву
Понятие о видах резьбы по дереву
(прорезная, плосковыемчатая,
плоскорельефная, рельефная,
скульптурная, домовая).
Материалы для резьбы по дереву.
Подготовка заготовок.
Оборудование, инструменты и
приспособления, применяемые для
геометрической резьбы по дереву.
Раздел, тема занятия

40

5

35

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Организация рабочего места, охрана
труда при выполнении
геометрической резьбы по дереву.
Геометрическая резьба по дереву.
Элементы резьбы. Приемы разметки.
Техника выполнения.
Двухгранные выемки. Резьба
параллельных линий вдоль и поперек
волокон (учебное задание).
Вырезание сколышков вдоль и
поперек волокон
(учебное задание).
Вырезание трехгранных выемок с
углублением в центре
(учебное задание).
Скобчатая резьба. Вырезание ноготка
вдоль и поперек волокон (учебное

Кол-во
часов

Теория

Практика

1

1

-

3

1

2

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4

-

4

49-50

51-54

55

задание).
Резьба розетки-сияния,
резьба розеток-вертушек,
(учебное задание).
Изготовление резной доски с
различными элементами
геометрической резьбы (практическая
работа).
Отделка готового изделия шлифовкой
и лакированием.

Профориентация

56

№
занятия

57

Профессии, связанные с
восстановлением лесных массивов,
производством древесных
материалов, обработкой древесины

Раздел, тема занятия

Профессии, связанные с созданием
изделий из дре-весины. Народные
промыслы.
Проект

58
58

59

60

60

61-68

Введение в проект. Выбор проекта
изделия для художественной
обработки. Обоснование цели.
Основная часть проекта. Сбор и
обработка необходимой информации.
Обзор литературы.
Разработка банка идей. Выполнение
эскизов. Анализ предложений. Выбор
оптимального варианта.
Критерии выполнения проекта.
Конструктивные, материаловедческие, технологические.
Критерии выполнения проекта.
Экологические, эстетические,
экономические, маркетинговые.
Выполнение практической части
проекта.

4

-

4

8

-

8

2

-

2

4

4

-

2

2

-

Кол-во
часов

Теория

Практика

2

2

-

24

3

21

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

16

-

16

69

Заключение проекта.
Защита проектной работы.

2

-

2

6

-

6

Представление работ учащихся

70

Участие в специализированных
выставках ученических работ.
Творческие встречи.

71
Презентации проектов.

По усмотрению
руководителя

72
ИТОГО:
144ч.
Содержание программы творческого объединения
«художественная обработка древесины»
Основы материаловедения
Строение древесины. Классификация древесных пород. (1 ч)
Пробковый слой коры. Лубяной слой коры. Камбий. Заболонь. Ядро.
Сердцевинные лучи. Сердцевина.
Классификация пород по:
-видам (хвойные, лиственные);
-твердости (твердые, мягкие, очень мягкие);
-строению (ядровые, заболонные, спелодревесные).
Учебное задание:
«Изучение строения древесины по торцевому срезу ствола. Рассматривание образцов
разных пород древесины».
Основные разрезы ствола. (1ч)
Поперечный (торцевой) разрез. Радиальный разрез. Тангенциальный разрез.
Учебное задание:
«Изучение разрезов ствола на образце».
Характеристики некоторых пород древесины. (1ч)
Характеристика хвойных и лиственных пород распространенных в нашей полосе (цвет
древесины,
техническая
характеристика,
промышленное
применение,
область
распространения).
Учебное задание:
«Изучение характерных признаков пород по образцам».
Пороки древесины. (1ч)
Сучки. Трещины. Пороки строения (наклон волокон, смоляные кармашки, прорость).
Гниль. Червоточины.
Учебное задание:

«Рассматривание и классифицирование пороков по образцам».
Введение в художественное конструирование
Развитие материальной культуры и прикладного искусства ( 2ч).
Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для
сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных
ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и др.
Учебное задание:
Посещение краеведческого музея с целью знакомства с народными традициями в
ремеслах.
Исходные принципы художественного конструирования(2 ч).
Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в
послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного
конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды,
транспорта, станков, строительства и др.
Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские
качества и конкурентоспособность.
Учебное задание:
«Описать примеры художественного конструирования прошлого и настоящего.
Нарисовать предполагаемый пример из будущего».
Понятие о формообразовании и композиции (2 ч).
Факторы, влияющие на формообразование: социальные (развитие общества, его
запросы, благосостояние, традиции), функциональные (выполняемая вещью задача),
эргономические (требования к изделию зависящие от человека). Изменение формы изделия
под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления.
Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства,
ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой
предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.
Практическая работа:
«Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих
факторов. Шкатулка для рукоделия, разделочная доска, вешалка, кулинарная лопатка».
Орнамент и узор. Виды орнаментов. Основы построения орнаментов (2ч).
Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Фигурный орнамент.
Геральдический орнамент. Гротескный орнамент. Принципы симметрии, повторяемости.
Прием ритмических поворотов.
Практическая работа:
«Составление сложного орнамента для художественной обработки древесины».
Пропильная (домовая) резьба
Разновидности резьбы. Накладная, сквозная, ажурная резьба.(2ч)
Сквозной или прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба
может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и
в технике рельефной резьбы.

Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной.
Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.
Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной.
Учебное задание:
« Выявление и запоминание характерных признаков разновидностей прорезной
резьбы по образцам».
Материалы для пропильной резьбы. Подготовка заготовок. (2ч)
Для внутреннего оформления интерьера квартиры, дома, учебных мастерских можно
использовать нетолстую (4-8мм) фанеру хорошего качества, лучше шлифованную с обеих
сторон. Для наружного — древесину хвойных и лиственных пород.
Учебное задание:
«Подготовка заготовок для пропильной резьбы».
Оборудование, инструменты для выполнения
пропильной резьбы. (3ч)
Основными инструментами для выпиливания древесины является ручной или
электрический лобзик.
Лобзик — ручной инструмент для выпиливания изделий из древесины и фанеры,
позволяющий выполнять пропилы по криволинейной траектории.
Зубья у пилки должны быть направлены в сторону рукоятки.
При выпиливании лобзиком применяют специальную подставку, называющуюся
«ласточкин хвост», которая крепится к столу струбциной.
Учебное задание:
«Приемы закрепления пилки в лобзике при выпиливании внешнего и внутреннего
контура. Крепление выпиловочного столика».
Рабочее место, охрана труда при выполнении
пропильной резьбы. (1ч)
Выпиливание лобзиком выполняют сидя или стоя, применяя для этого выпиловочный столик «ласточкин хвост», прикрепленный к обычному столу или учебному
столярному верстаку.
Работу выполняют хорошо подготовленным лобзиком.
Не следует «заваливать» лобзик во время пиления!
Нужно следить, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
Не нужно торопиться и нажимать сильно на пильное полотно.
Действия в аварийных ситуациях.
Приемы разметки пропильной резьбы.
Техника выпиливания. (4ч)
Рисунок на заготовку переносится с помощью копировальной бумаги.
При повторяющемся рисунке в пропильной резьбе практически всегда необходимо
разработать шаблон,который переносится на подготовленный материал необходимое
число раз.

На материале отмечают места, подлежащие сверлению или выпиливанию.
Сидеть или стоять нужно прямо, вполоборота к рабочему месту, заготовка должна
быть на уровне груди.
Не нужно начинать работу сразу, проверьте рабочую позу, уберите левую руку с
линии распила.
Начинайте работу медленными движениями, равномерно и без рывков.
Сначала выпилите внутренний контур, а затем наружный. Отверстие для пилки
можно наколоть шилом, пробить гвоздиком, просверлить.
В местах изгиба линии рисунка медленно поворачивайте заготовку, не прекращая
движений лобзиком.
Учебное задание:
«Освоение приемов выпиливания лобзиком по фанере криволинейной траектории».
Выполнение несложного орнамента. (4ч)
Учебное задание:
«Выпиливание детали с несложным орнаментом, предложенным учителем».

Выполнение самостоятельно выбранного орнамента. (8ч)
Практическая работа:
«Выпиливание сложной детали с самостоятельно выбранным или составленным
орнаментом».

Отделка изделия шлифованием. (2ч)
Практическая работа:
«Обработка напильником, надфилем, шлифовальной шкуркой».
Отделка готового изделия лакокрасочными материалами. (2ч)
Отделка окрашиванием, лакированием, полированием.
Практическая работа:
«Лакирование готового изделия».
Мозаика по дереву
Понятие о видах мозаики по дереву (2ч).
Понятие о видах мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, паркетри,
маркетри). Общие черты и различия разных видов мозаики.
Учебное задание:
«Изучение образцов. Нахождение характерных признаков различных видов
мозаики».
Материалы для мозаичных работ по дереву. Подбор материала (2ч).

Материалы, применяемые для мозаики по дереву (шпон лущеный и строганный;
натуральный шпон различных пород деревьев, мультишпон; фанера и ДСП для основы),
условия их выбора. Подготовка материала.
Учебное задание:
«Разбор шпона по цветовой гамме и изготовление заготовки для основы мозаики».
Оборудование инструменты и приспособления,
для выполнения мозаики по дереву (2 ч).
Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения
мозаичных работ по дереву. Нож-резак (приемы заточки), клеевая лента, притирочный
молоток; зажимы и прессы для наклейки набора на основу.
Учебное задание:
«Заточка инструментов для мозаики. Приемы хранения инструментов».
Организация рабочего места.
Охрана труда при выполнении мозаичных работ(1 ч).
Рабочее место маркетриста. Основные правила обращения с инструментом
маркетриста, краснодеревщика. Безопасные приемы работы. Требования по безопасности
в аварийных ситуациях.
Приемы работы. Выполнение мозаичной вставки (3 ч).
Приемы работы ножом-резцом. Пошаговая последовательность выполнения
мозаичной вставки.
Учебное задание:
«Разметка учебной заготовки. Пробное выполнение различных по форме мозаичных
вставок».
Приемы выполнения «паркетри» (4 ч).
Составление орнамента. Приемы выполнения простейшей мозаики «паркетри».
Учебное задание: «Выполнение учебной мозаики «паркетри». Прорезание прямых
параллельных линий вдоль и поперек волокон шпона. Наклеивание набора на основу».
Приемы выполнения несложной композиции в стиле «маркетри» (4 ч).
Перенос орнамента на бумагу. Врезание набора в фон из бумаги. Замена фона из
бумаги шпоном.
Учебное задание:
«Выполнение несложной композиции в стиле «маркетри» по рисунку заданному
учителем».
Выполнение набора в стиле «маркетри» (8 ч).
Практическая работа:
«Выполнение набора композиции «маркетри» с самостоятельно выбранным или
составленным орнаментом».
Наклеивание и отделка мозаичного набора (2 ч).
Приемынаклеивания и отделки мозаичного набора. Наклеивание в струбцинах,
механическом прессе, гидравлическом прессе. Правила зажима пресса.

Практическая работа:
«Выполнениенаклеивания
мозаичного набора. Отделка мозаичного набора
шлифованием».
Отделка изделия лакокрасочными материалами (2ч).
Практическая работа:
«Отделка готового изделия окончательной шлифовкой, лакированием».
Геометрическая резьба по дереву
Виды резьбы по дереву (2ч).
Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная,
скульптурная и домовая резьбы).
Учебное задание:
«Изучение образцов. Нахождение характерных признаков различных видов резьбы».

Материалы и инструменты для резьбы по дереву. Подготовка заготовок (2ч).
Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Липа, ольха,
осина, тополь, береза – материалы для резьбы. Их «плюсы» и «минусы». Подготовка
материала.
Учебное задание:
«Подготовка заготовки из липы».
Оборудование, инструменты и приспособления применяемые,
для геометрической резьбы по дереву (2ч).
Приспособления для закрепления заготовки. Нож-косячок, полукруглые стамески.
Основные правила обращения с инструментом резчика по дереву.
Учебное задание:
«Освоение приемов крепления заготовки. Заточка и правка инструмента».
Организация рабочего места, охрана труда при
выполнении геометрической резьбы по дереву (1ч).
Верстак резчика. Требования к освещению.
Безопасные приемы работы. Требования по безопасности в аварийных ситуациях.
Геометрическая резьба по дереву. Элементы резьбы. Приемы разметки.
Техника выполнения (3 ч).
Геометрическая резьба как один из видов плоскорельефной резьбы. Элементы
геометрической резьбы. Приемы разметки заготовки. Техника выполнения.
Учебное задание:
«Разметка учебной заготовки. Пробное выполнение различных элементов
геометрической резьбы».
Двухгранные выемки (4 ч).
Техника вырезания двухгранных выемок. Резьба параллельных линий вдоль и
поперек волокон.

Учебное задание:
«Выполнение на учебной заготовке резьбы параллельных линий вдоль и поперек
волокон».
Сколышки (4 ч).
Техника вырезания сколышков вдоль и поперек волокон.
Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке сколышков вдоль и поперек волокон».
Трехгранные выемки с углублением в центре(4 ч).
Техника вырезания трехгранных выемок с различным направлением волокон.
Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке трехгранных выемок с различным направлением
волокон».

Скобчатая резьба.
Вырезание «ноготка» вдоль и поперек волокон (4ч).
Техника вырезания скобчатых порезок с различным направлением волокон.
Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке скобчатых порезок с различным направлением
волокон».
Розетки-сияния. Розетки-вертушки (4ч).
Техника вырезания розеток-сияний, розеток-вертушек.
Учебное задание:
«Вырезание на учебной заготовке сияний, розеток».
Изготовление резной доски с применение различных элементов геометрической
резьбы (8 ч).
Практическая работа: «Изготовление резной разделочной доски с самостоятельно
составленным орнаментом из различных элементов геометрической резьбы».
Отделка изделия шлифовкой и лакированием (2ч).
Практическая работа: «Отделка готового изделия шлифовкой, лакированием».

Профориентация
Профессии, связанные с восстановлением лесных массивов, производством
древесных материалов, обработкой древесины (2ч).
Профессия лесовода, лесника, егеря. Профессия лесозаготовителя, рабочего
лесопильного завода.
Профессии, связанные с созданием изделий из древесины.
Народныепромыслы(2ч).

Профессия плотника, столяра. Профессия мастера-краснодеревщика, резчика по
дереву.
Проект
Введение в проект. Выбор проекта изделия для художественной обработки.
Обоснование цели.(1ч)
Здесь обычно отображаются следующие моменты: исходная проблема, требующая
решения, или потребность, требующая удовлетворения.
Идея (цель) проекта и ее обоснование. Содержание конкретных задач. Планируемый
результат. Межпредметные связи. Новизна и актуальность проекта.
Практическая работа:
«Выбор проекта изделия».
Основная часть проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Обзор
литературы.(1ч)
В теоретическом разделе необходимо провести обзор литературы по теме проекта.
Реферирование литературы должно содержать краткую историческую справку, т.е.
историю развития изучаемого явления, изделия или проблемы и должен показать
основательное знакомство учащегося с историей вопроса, его умение систематизировать
источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее
сделанное, определять главное в современном состоянии изучаемой темы.
При этом должны быть сделаны ссылки на журнальные статьи, книги и другие
источники информации, используемые при составлении исторической справки.
Поскольку проект обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ
следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.
Практическая работа:
«Подбор литературы для изучения по теме проекта».
Разработка банка идей. Выполнение эскизов.
Анализ предложений. Выбор оптимального варианта.(2ч)
В поисковом разделе необходимо разработать банк идей и предложений по решению
проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать оценку каждому из предлагаемых
вариантов, при этом провести их сравнение по определенным критериям.
Как правило, здесь требуется выполнить эскизы своих идей (изделий) и сделать к
ним краткие пояснения, касающихся отдельных сторон, например: формы, цвета,
используемых материалов, применяемых методов и т.п. Эскизы следует выполнять
быстро, не увлекаясь прорисовкой, но аккуратно.
Результатом данного раздела является анализ предложений и обоснование выбора
оптимального варианта. В основе выбора могут лежать различные соображения,
например:
-насколько сложен процесс изготовления того или иного варианта
изделия;
-достаточно ли приобретенных в школе знаний, умений и навыков
для их выполнения:

-требуются ли специальные устройства, оборудование или
приспособления,
которых не имеется в наличии;
-достаточно ли материалов или финансовых средств для работы;
-достаточно ли времени для выполнения работы к нужному сроку и т.п.
Практическая работа:
« Разработка банка идей и предложений».
Критерии выполнения проекта.
Конструктивные, материаловедческие, технологические.(1ч)
Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи
до получения конечного результата. Он может включать в себя такие подразделы как:
-Конструирование;
-Подбор материалов и оборудования;
-Технология выполнения изделия (в виде технологической карты, в которой
подробно описываются шаги выполнения работы, с указанием инструментов, материалов
и способов обработки, а также в виде алгоритма выполнения последовательных этапов
работы).
Практическая работа:
«Обсуждение критериев оценки проекта»
Критерии выполнения проекта. Экологические,
эстетические, экономические, маркетинговые (1ч)
В эколого-экономическом разделе рассматриваютсяэкономические и
экологические аспекты проекта. В экономической части проекта представляется полный
расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект
рекламы и маркетинговое исследование.
Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономической
целесообразности изготовления проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.
Нужно разработать эстетику и оформление готового изделия, согласно основам
художественного конструирования.
Особое внимание, при необходимости, следует уделить экологической оценке
проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не
повлекут за собой негативных изменений в окружающей среде.
Практическая работа:
«Выработка критериев оценки проекта»
Выполнение практической части проекта. (16ч)
Практическая работа:
В практической части проекта необходимо выполнить полное оформление
пояснительной записки к проекту и изготовить самостоятельно разработанное изделие
или комплекс изделий с использованием художественной обработки древесины.
Примеры проектных изделий смотрите в приложении (Пропильная резьба-рис.1;
маркетри-рис.2; геометрическая резьба-рис.3).

Заключение часть проектной работы. Защита проекта. (2ч)
Главный смысл работы. Постановка проблемы, ее актуальность. Выполнена ли
поставленная задача? Удовлетворяет ли изделие потребности, описанной в краткой
формулировке задачи?
Полученные результаты. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные
результаты, их краткий анализ. Соответствие изделия критериям, сформулированным в
начале работы в требованиях к объекту проектирования.
Решенные проблемы. Каким образом, и какие удалось решить проблемы
(социальные, эстетические, экологические, экономические, маркетинговые,
конструктивные, технологические и т.п.). Осмысление проблем затронутых в проекте.
Полученные новые знания. Какие новые знания получены в результате работы с
литературными источниками информации, критериями оценки проекта, анализе и выборе
лучшей идеи. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).
Плюсы и минусы проекта. Здесь же, как правило, присутствует самооценка
проделанной работы учащимся.
Оценка процесса работы над проектом - это возможность для учащихся оценить, насколько хорошо они использовали свое время, насколько успешными они были на каждой
стадии выполнения проекта.
Представление работ учащихся.
Для закрепления положительных эмоций, полученных детьми в результате работы
над изделиями необходимо самостоятельно устраивать детские выставки, творческие
встречи, презентации проектов учащихся, или участвовать в мероприятиях проводимых
другими организациями, как в конце года, так и в течении учебного года. Время,
отведенное на эти работы (6ч.) - достаточно условно и может быть увеличено и
распределено в течение года в зависимости от возможностей преподавателя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учебники и учебные пособия
1. А.Е.Глозман, Е.С.Глозман Технология. Технический труд. 5кл.: Учебн.-М:
Мнемозина, 2004.
2. Карабанов И. А. Технология обработки древесины: Учеб.для 5-9 кл. —
М: Просвещение, 2004.
3. Черчение: Учебник / Под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2005.
Пособия для учителей

1. Программы общеобразовательных учреждений : Технология /
Под ред. В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева–М: Просвещение, 2006.
2.Бешенков А. К. Технология, Технический труд: Метод, пособие: 5-7 кл. — М: Аркти,
2000.
3. Коваленко В. И., Кулененок В. В. Дидактический мате риал по трудовому
обучению: Технология обработки древесины: 5—7 кл. — М.: Просвещение, 2001.
4.Степакова В. В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. для
учителя. — М.: Просвещение, 2001.
5. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/
Под ред. И.А.Сасовой.- М: Вентана-Графф,2003.
6. М.Б.Романовская Метод проектов в учебном процессе. Метод.пособие/
М: Центр «Педагогический поиск», 2006.
7. Л.И.Дубровская Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту.
Метод.пособие /МИОО-М.,2006.
8. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и
воспитателей.- М: Изд-во Института Психотерапии, 2004.
Литература по художественной обработке древесины
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М., 1998.
2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М., 2001.
3. Буриков В.Г. Домовая резьба. М.: Нива России, 1994.
4. Горелов М. Н. Абрамов - мастер художественной мозаики издерева.//Искусство.
1960. № 12
5.Лямин И.В. Мозаика по дереву. Изд. 2-е. М., 1963.
6.Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. 5-е изд. М., 1993.
7. Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий.
М.,1973.
8. Хворостов А.С. Древесные узоры. М., 1976.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».