1 2 Пояснительная записка «В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды». Из ежегодного послания президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию 2010 года. Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания учащихся через познание экологического состояния природы той местности, где они живут. Основная цель курса: привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к природе, углубление их экологических знаний, вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической культуры личности. Задачи: 1. познакомить обучающихся с природой родного города, края, ее экологическим состоянием; 2. познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской деятельности в природе; 3. выработать умения давать оценку экологического состояния экосистемы; 4. сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций; 3 5. научиться новым педагогическим технологиям – проектированию и моделированию. Учащиеся должны знать: природу родного края, (флору, фауну, важнейшие экосистемы, охраняемые территории и объекты); антропогенное влияние на природу, приемы рационального природопользования. Учащиеся должны уметь: 1) проводить мониторинг, анализировать и систематизировать полученные данные, давать оценку состояния окружающей среды, прогнозировать; 2) работать с определителем, вести дневники наблюдений, обрабатывать собранные материалы для написания творческих работ, рефератов, экопроектов; 3) пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые заседания, выступать на экологических конференциях, организовывать и проводить массовые мероприятия с младшими школьниками. Данная программа ориентирована на детей и подростков от 11 до 14 лет, рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). 4 Содержание программы Природа нашей местности (16 часов) Предмет и задачи курса «Росток». Значение экологических знаний в жизни человека. Особенности природы Хабаровского края, ее богатство и разнообразие, географическое положение края, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы. Экологические факторы. Понятие антропогенного фактора. Практическая работа. Подготовка природного материала для общебиологических исследований. Наша экологическая тропа (18 часов) Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности. Практическая работа «Подготовка экскурсовода для проведения маршрута с объяснением биолого-экологических объектов». Воздушная оболочка нашей местности (20 часов) Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами биоиндикации. Оценка качества позволяющими определить воздуха. уровень Знакомство загрязнённости с методиками, воздуха. Анализ полученных результатов исследований. Лабораторная работа: Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников. Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого CO2. Лесные богатства края (18 часов) Общая характеристика полукустарников, их структуры лесных и экосистем, свойств. кустарников Характеристика и лесных 5 фитоценозов. Методы геоботанических исследований. Уникальность лесов края: видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Виды древесных пород, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении и преумножении лесных богатств. Проведение природоохранных акций: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина». Практические работы: 1. Описание лесного фитоценоза. 2. Фенологические наблюдения в лесу. 3. Подбор материалов о краснокнижных растениях леса. Радиационное загрязнение окружающей среды (30 часов) Понятие «радиация», её виды. Выполнение исследовательской работы по радиоактивному загрязнению воздуха. Влияние радиации на здоровье человека. Болезни человека, вызванные радиоактивным загрязнением. Исследовательская работа: Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях. Мониторинг радиоактивного загрязнения. Агроклиматические ресурсы края (10 часов) Понятие почвы, ее свойств. Плодородие. Характеристика почв природнохозяйственных зон села. Преобладающие типы почв на территории села. Особенности климата. Практическая работа: 1. Работа с почвенной картой-схемой. 2. Исследование механического состава различных типов почв [5]. Водные ресурсы края (20 часов) Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов. Методики описания реки, озера. Методы изучения биоценоза водоемов. Биоиндикация вод края. 6 Озера, их обитатели и экология. Пруды. Подземные воды. Исследовательская работа: 1. Описание озера Мылки. Мониторинг состояния озера. Практические работы: 1. Описание реки Амур. 2. Изучение биоценозного водоема. 3. Работа с литературой. Подготовка сообщений о водоемах. 4. Сравнительный анализ состояний водных биоценозов. Антропогенное влияние на природу края (12 часов) Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия. Практическая работа: 1. Сравнительный анализ состояния различных биоценозов в пределах края. 2. Изучение загрязненности бытовым мусором окрестностей края. 7 Учебно-тематический план РАЗДЕЛ 1 «Природа нашей местности» (16 часов) № Тема 1 Введение. Значение экологических знаний в жизни людей 2. Особенности природы края, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, экологические проблемы 6 3. Антропологический фактор 4 4. «Вот мой город родной». Общие принципы использования биоиндикаторов 4 итого Колво часов 2 Форма занятий Форма контроля Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии Тесты, собеседовани е, практическая работа Рассказ учителя. Тесты, Беседа. Стихи о родных сообщения, просторах. Работа с проверочная картой Хабаровского работа края. Экскурсия в природу Экскурсия с практикой. Тесты, Лекция с элементами практическая беседы работа Лекция с элементами Отчёт о беседы. Экскурсия по проделанной городу. Подбор работе, материалов для тесты, общебиологических дискуссия исследований 16 РАЗДЕЛ 2 «Наша экологическая тропа» (18 часов) № Тема КолФорма занятий Форма во контроля часов 1 Наша экологическая тропа. 4 Вводная лекция с Тесты, Определение маршрута элементами беседы и практическая дискуссии. Экскурсия в работа природу. Определение маршрута ПрактичесПрактикум кая работа, 2. Составление карты-схемы 4 маршрута экологической сообщения тропы 3. Виды деятельности на 6 Экскурсия. Практикум. Тесты, экологической тропе Экологический составление симпозиум коллекции 8 4. № «Экологическое состояние нашего края» итого 4 Семинар. Экологический диспут Дискуссия, тесты 18 РАЗДЕЛ 3 «Воздушная оболочка нашей местности» (20 часов) Тема КолФорма занятий Форма во контроля часов 1. Методы оценки качества окружающей среды 8 Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Практикум. Лабораторная работа Тесты, исследовател ьская работа 2. Определение уровня загрязнённости воздуха 10 Зачёт, проект 3. «Воздух, которым мы дышим» 2 Проведение исследовательской деятельности. Практикум на местности Семинар итого 20 № 1 2. 3. 4. 5. Сообщения РАЗДЕЛ 4 «Лесные богатства края» (18 часов) Тема КолФорма занятий Форма во контроля часов Введение 2 Вводная лекция с Тесты, элементами беседы и практическая дискуссии. работа Общая 8 Рассказ учителя. Дискуссия, характеристика лесных Беседа. Практическая тесты экосистем, их работа. Экскурсия.. структура и свойства Деревья Красной книги 2 Семинар Сообщения Роль лесничеств в 2 Лекция с элементами Сообщения сохранении и беседы. Экскурсия в преумножении лесных школьный музей. богатств Природоохранная 4 Оформление листовок. Тесты, отчёт деятельность «Если не мы, Практическое занятие. обучающихс 9 то кто?» итого я 18 РАЗДЕЛ 5 «Радиационное загрязнение окружающей среды» (30 часов) № 1. Тема Знакомство с методиками исследования Колво часов Форма занятий Форма контроля 4 Лекция с элементами беседы. Анализ научной литературы Отчёт, тесты 2. Подготовка природного материала для проведения работы «Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях» 12 Экскурсия. Сбор природного материала. Исследовательская работа Проект, тесты 3. Описание работы 10 Практическа я работа 4. Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человека 4 Оформление результатов работы. Круглый стол (обобщение и систематизация). Семинар Экологический симпозиум Защита проектов 30 № 1 РАЗДЕЛ 6 «Агроклиматические ресурсы края» (10 часов) Тема КолФорма занятий Форма во контроля часов Введение 2 Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии Тесты 10 2. Понятие почвы, ее свойства 4 Работа с картой Хабаровского края, с почвенной картойсхемой. Практическая работа Зачёт 3. Характеристика почв природно-хозяйственных зон 2 Рефераты 4. Характеристика почв природно-хозяйственных зон 2 Практикум «Характеристика качества почвы с помощью растений индикаторов». Экскурсия в Краеведческий музей. Лекция с элементами беседы, практическая работа «Исследование механического состава различных типов почв» итого № 1 2. 10 РАЗДЕЛ 7 «Водные ресурсы края» (20 часов) Тема КолФорма занятий во часов Введение Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов Форма контроля 2 Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии Сообщения 4 Практическая работа «Описание реки Амур» Тесты, отчёт Практическая работа. Исследовательская работа. Беседа, лекция. Практическая работа. Лекция с элементами беседы. 3. Методики описания реки, озера 4 4. Методы изучения биоценоза водоемов Биоиндикация вод края 4 5 Сообщения, тесты 2 Зачёт Тесты Проект 11 6 7. № 1. 2. 3. Реки, их обитатели и экология 4 Озера. 2 итого 20 Практическая работа. Практическая работа «Сравнительный анализ состояния водных биоценозов» Лекция с элементами беседы Тест Дискуссия РАЗДЕЛ 8 «Антропогенное влияние на природу края» (12 часов) Тема КолФорма занятий Форма во контроля часов Введение Региональные и локальные проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов Последствия данного воздействия 2 8 2 Вводная лекция с элементами беседы Тесты, сообщения Лекция с элементами Дискуссия, беседы. Практические тесты, зачёт работы. Экскурсия. села Экологический мониторинг Экологическая конференция Практическая работа итого всего 12 144 Календарно-тематическое планирование № п/п Название темы Всего Теоретичес ких Практичес ких 12 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Природа нашей местности Введение. Значение экологических знаний в жизни людей Особенности природы края Принципы организации биологического мониторинга Экосистемы, экологические факторы Антропологический фактор Антропогенные факторы среды «Вот мой город родной». Общие принципы использования биоиндикаторов Подборка природного материала для общебиологических исследований Наша экологическая тропа Определение маршрута Определение маршрута Составление карты-схемы маршрута экологической тропы Составление карты-схемы Виды деятельности на экологической тропе Описание природных экосистем данного маршрута Определение объектов для исследовательской деятельности Семинар «Экологическое состояние нашего края» Влияние экологического состояния нашего края на здоровье людей 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 16 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 18 1. 2. 3. 4. Воздушная оболочка нашей местности Знакомство с методами оценки качества среды Оценка качества среды методами биоиндикации Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха Лабораторная работа: 2 2 2 1 2 2 2 1 2 13 Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого в атмосферу CO2 Знакомство с методикой проведения работы. Подбор данных Обработка результатов работы Анализ результатов Оформление проектных работ Семинар «Воздух, которым мы дышим» Лесные богатства края Вводное занятие Общая характеристика лесных экосистем, их структура и свойства. П/р № 1. Характеристика лесных фитоценозов. Методы геоботанических исследований Определение растений. Уникальность лесов края. Экскурсия в зимний лес. П/р № 2. Породы деревьев Красной книги. П/р № 3. 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 20 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 6. Роль лесничеств в сохранении и преумножении лесных богатств. (школьный музей) 2 7. Оформление экологических листовок: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина» 2 2 8. Экологическое мероприятие, посвящённое природоохранной деятельности «Если не мы, то кто?» 2 2 14 18 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. Радиационное загрязнение окружающей среды Введение Знакомство с методиками исследования Подбор природного материала для проведения работы «Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях» Взятие проб Определение объекта и предмета исследования Определение продолжительности жизни хвои Экспресс-оценка загрязнения воздуха по классу повреждения хвои (с пом. табл.) Определение уровня радиационного загрязнения воздуха (с пом. табл.) Сравнительный анализ проб Оформление результатов исследования Оформление результатов исследования Оформление результатов исследования Семинарское занятие «Защита исследовательской работы» Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человека Заболевания человека, вызванные радиоактивным загрязнением Агроклиматические ресурсы Введение Агроценозы Понятия почвы, её свойств, плодородие Характеристика почв природнохозяйственных зон. П/р № 1. Преобладающие типы почв на территории края. П/р № 2. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 15 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Водные ресурсы края Введение Общая характеристика водных экосистем. Биоценоз водоёмов. П/ р № 1. Методы описания реки, озера. Исследовательская работа № 1. Оценка качества воды Методы изучения биоценоза водоёмов. П/р № 2. Биологический контроль водоёма. П/р № 3. Биоиндикация вод края Малые реки Обитатели и экология малых рек. П/р № 4. Озера. Подземные воды 10 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 20 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Антропогенное влияние. Введение 1. 2. 3. 4. 5. 6. Проблемы химического загрязнения атмосферы края. П/р № 1. Региональные проблемы физического загрязнения атмосферы Региональные и локальные проблемы биологического загрязнения атмосферы Региональные и локальные проблемы химического загрязнения почв, воды Изучение загрязнённости скраябытовым мусором. П/р № 2. 2 12 144 2 1 1