Подвижные игры

Общая характеристика программы курса
Содержание кружка отвечает требованию к организации деятельности во
второй половине дня. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую,
умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную
информацию, способную дать простор воображению.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики.
Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд,
представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой,
ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять
смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление
к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и
физического воспитания детей. У них формируются устойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,
создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один
из главных и основополагающих факторов детского физического развития.
Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как
способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной
активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности,
ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры
имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на
позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом
жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада
народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.
Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в
зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть
до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой
способностью свойственной младенцу с первых дней его существования.
Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы.
Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных
систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с

внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как
организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать
благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного
аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей.
Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры,
вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Ценностными ориентирами содержания кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с
выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; –
привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в
движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить
физические, умственные и творческие способности, нравственные качества;
сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и
приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о
«культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических
упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения
работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению
их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением
здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном
уровне умственной работоспособности; повышение двигательной

подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими
упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время.
Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной
деятельностью, и способствует повышению двигательной активности
школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют
оздоровительную ценность.
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим
занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для
повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Содержание учебного курса
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков.
Это способствует появлению желания общению с другими людьми,
занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности.
Формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире –
это неотъемлемая часть любой национальной культуры.
В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в
России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие
психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие
и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения,
способствуют развитию физических сил и психологических качеств,
выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность
и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры
и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между
командами.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от
простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые
соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще
постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах
простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их
потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо
движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и
играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и

развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и
нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические
способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать
уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии
проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в
России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать
толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту
реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе.
Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций,
внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и
ответственности
Личностными результатами кружка «Подвижные игры» являются
следующие умения:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
 Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
 Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его
действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с
использованием спортивного инвентаря и без него.
Планируемый результат:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к
систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными
играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для
повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр; умение работать в коллективе.
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все
занятия). Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому,
духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические
упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия

физической культурой и спортом. Правила игр, соревнований, места занятий,
инвентарь (включается во все занятия). Правила проведения игр и
соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в
различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Иметь представление о двигательном режиме;
Знать:
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия; правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
- не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты,
выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и
корректировать её;
-выполнять правила игры.
Дети научатся:
Активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой
ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения,
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить
выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить
его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую
поддержку, добиваться достижения общей цели.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы.
В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной
ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и
воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса
«Физическая культура» в частности. К физкультурному оборудованию
предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического
воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать

возрастным особенностям младших обучающихся; его количество
определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для
выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов,
правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической
стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы.
Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество
снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Методические пособия
- Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Программа
отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И.
Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
- Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие
/ О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128.
Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека
учителя начальной школы».
- В. И. Лях Физическая культура. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие
для учителей образовательных учреждений. М. Просвещение, 2012 год.
- Е.М. Елизарова Физическая культура 2-4 классы: уроки двигательной
активности (в соответствии с ФГСО) Волгоград, Учитель 2013 год.
- Г.А. Воронина Программа регионального компонента «Основы развития
двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО , 2007
г.
- В.Ф. Феоктистова «К здоровью через движение: рекомендации,
развивающие игры, комплексы упражнений" Волгоград, Учитель, 2013 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».