Пояснительная записка Рабочая программа «Мини-футбол» для групп 1-4 класса направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини-футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Актуальность Важнейшее место в педагогическом процессе занимают программы, методы, средства физической культуры. Разнообразие физических упражнений, подвижных и спортивных игр, проведение эстафет, соревнований и использование их в работе с детьми и подростками, позволяет значительно расширить диапазон их знаний, умений, навыков по учебной дисциплине; повысить работоспособность, способствовать успешной социальной адаптации в обществе. Цели и задачи Каждое занятие физической культуры должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение техникотактических приемов игры. Цели: 1. Оздоровление детей средствами специальной и общефизической подготовки. 2. Формирование физических навыков в процессе занятий футбола и минифутбола. 3. Приобретение желания к систематическим занятиям физическими упражнениями. Данная программа направлена на привитие учащимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения. Задачи: 1. Закаливание детей; 2. Содействие гармоничному развитию личности; 3. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся; 4. Привитие навыков здорового образа жизни; 5. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; 6. Обучение двигательным навыкам и умениям; 7. Приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в том числе мини-футбола; 8. Развитие двигательных умений и навыков; 9. Умения выполнять технические приемы мини-футбола в соответствии с возрастом; 10.Игра в мини-футбол с применением изученных тактических приемов. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: 1. укрепление здоровья; 2. развитие коммуникативных компетенций. Организация работы Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Количество обучающихся: 15 Возраст детей – 7-11 лет Сроки реализации программы – один год. Форма обучения - групповая. Режим занятий – 3,50 час в неделю. Прогнозируемые результаты: Умения: 1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект. 2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол. 3. Улучшение результатов тестирования в конце учебного года по основным силовым показателям. 4. Прирост физических показателей К концу года Учащиеся должны знать и иметь представление: 1. об особенностях зарождения, истории мини-футбола; 2. о физических качествах и правилах их тестирования; 3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях минифутболом и правила его предупреждения; 4. основы судейства игры мини-футбол. Учащиеся должны уметь: 1. выполнять по физической подготовке в соответствии с возрастом; 2. владеть тактико-техническими приемами мини-футбола; 3. уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей; 4. организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и другое. Содержание программы Требования к занятиям: обеспечение индивидуального подхода к учащимся с учетом их физического развития, двигательной работоспособности, достижение высокой моторной плотности. При организации занятий по мини футболу следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, правила безопасности занятий. Занятия состоят из теоретической и практической частей, но чаще бывают полностью практическими, направленными на отработку тех или иных приемов, специальных упражнений, техники, тактики. Это обусловлено спортивно-оздоровительной направленностью курса. Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных физических способностей учащихся. Основная задача подготовительного периода — подготовить команду к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. В ходе занятий проводится комплектование игроков в состав команды, отрабатываются новые приемы техники и тактики, которые намечается применять в соревновательном периоде. На первом этапе подготовительного периода основное внимание уделяется ОФП и СИФ. ОФП и СФП на данном этапе отводится около 6065%времени от каждого занятия; технической подготовке —25-30% и тактической подготовке — 10-15% времени. Основные средства подготовки: ОРУ без предметов, с предметами и на снарядах, ходьба, бег, футбол. Этап предсоревновательные подготовки ставит своей задачей приобретение спортивной формы. На этом этапе проходит совершенствование специальной физической и технической подготовки, налаживание тактических взаимодействий против различных систем нападения и защиты. Основные средства подготовки данного периода: специальные комбинированные упражнения, приближенные к условиям соревнований, учебно-тренировочные двусторонние игры. На третьем этапе подготовительного периода тактическая подготовка занимает 50-55% времени. На техническую подготовку отводится 30-35%, а на физическую — 1-15% времени. Соревновательный период начинается с участия команд в официальных календарных соревнованиях. Основная задача данного периода — успешное участие в соревнованиях. Особое внимание уделяется совершенствованию технического и тактического мастерства игроков. Основные средства: специальные упражнения для развития физических качеств, приближенных к игровой обстановке, упражнения в тактических действиях — индивидуальных, групповых, командных. Основной задачей переходного периода является поддержание достигнутого уровня общей и специальной физической подготовленности, постепенное снижение нагрузки и планомерный переход к занятиям и упражнениям из других видов спорта. Основными средствами данного периода являются упражнения общей и специальной физической подготовленности небольшой интенсивностью, упражнения общей и специальной физической подготовленности с небольшой интенсивностью, упражнения по нормативам, прогулки, походы. Продолжительность каждого периода и этапа подготовки изменяется в зависимости от календаря соревнований, условий занятий и подготовленности обучающихся. Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, основы физической подготовки (ОРУ), специальная подготовка и примерные показатели физической подготовленности. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения. При этом следует акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижения поставленной цели. Основная форма – учебно-тренировочное занятие, наряду с ней используются теоретические занятия, урок-игра, соревнования. На занятиях используются три формы организации познавательной деятельности учащихся –фронтальная, индивидуальная и групповая. Самоконтроль в подготовке Самоконтроль играет в подготовке юных футболистов важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель – сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных футболистов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условиемсамоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с учителем и врачом. Методическое обеспечение Занятия характеризуются сочетанием разнообразных методов обучения: 1. Словесные (рассказ, объяснение, беседа) 2. Наблюдение 3. Круговая тренировка 4. Репродуктивный 5. Игры, соревнования 6. Выполнения заданий по образцу 7. Наглядные методы (демонстрация, показ) Формы контроля: - сдача нормативов; - результативность товарищеских игр и соревнований. Техническое обеспечение программы: 1. Спортивный зал 2. Дидактические материалы: футбольные мячи, стойки, свисток, футбольные ворота. 3. Методические материалы: таблицы, учебные карточки, учебники по физической культуре, протоколы. Календарно-тематический план для секции мини-футбол на 2018-2019 учебный год. № уро ка 1 Темазанятия 2 Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу 3-4 5 6 Правила Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу Элементысодержания 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. Размеры площадки Основные ошибки Техника безопасности Правила игры Обучение ведению мяча по прямой средней частью подъёма. Обучение остановке мяча подошвой в процессе ведения Обучение ударам средней частью подъёма. Играбезвратарей. Совершенствование ведения мяча по прямой средней частью подъёма. Совершенствование остановке мяча подошвой в процессе ведения Совершенствование ударов средней частью подъёма. Обучение ударам внутренней частью подошвы. Играбезвратарей. Обучение обманному движению на удар с уходом влево или вправо на месте и в движении. Обучение отбору мяча с выбыванием. Обучение отбору мяча с выпадом. Играбезвратарей. Совершенствование отбора мяча с выпадом. Обучениеотборамячаподкатом. Обучениеударувнутреннейсторонойстопы Обучениеостановкевнутреннейсторонойстопы Количес тво часов 1 2 4 2 2 7 8 9-11 12 13 14 15 5. Игра без вратарей 1. Обучение основной стойке в воротах на месте и в движении (приставными шагами, скрестным шагом, прыжком) 2. Обучение приёму мяча, катящегося навстречу. 3. Обучение броску мяча на точность 4. Игра с вратарями Техника игры 1. Обучение приему мяча, летящего навстречу и в сторону на высоте груди и живота. вратаря 2. Обучение отбиванию высоколетящего мяча кулаками. 3. Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. 4. Игра с вратарями Определение 1. Бег 30 м. Прыжок в длину. уровня скоростно- 2. 3. Метание 5 теннисных мячей на точность. силовой под. 4. Бег 200 м. 5. Удар футбольног омяча. 6. Выбрасывание футбольного мяча 7. Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10 м, обводку трёх стоек на отрезке 12 м и удар в цель (2,5 х 1,2 м) с 6 м. 8. Игра с вратарями Развитие 1. Обучение ведению мяча серединой подъёма с остановкой его подошвой во время ведения. скоростно-силовых 2. Встречная эстафета с ведением мяча. качеств. Техника Подвижнаяигра с элементами футбола ведения, остановки 3. 4. Игра с вратарями и отбора мяча. Техникаударовпом ячу. Развитие 1. Обучение ударам средней частью подъёма. 2. Совершенствование остановки мяча подошвой. скоростно-силовых 3. Подвижная игра с элементами футбола. качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техникаударовпом ячу. Развитие 1. Обучение ударам средней частью подъёма по неподвижному мячу. скоростно-силовых 2. Совершенствование остановки мяча подошвой. качеств. Техника 3. Игра с вратарями ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие 1. Совершенствование ударов средней частью подъёма по неподвижному мячу. скоростно-силовых 2. Подвижная игра с элементами футбола. Техника игры вратаря 2 2 6 2 2 2 2 16 17 18 19 20 21 качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов помячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по 3. Учебная игра. 1. Обучение ударам внутренней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. 2. Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10 м, обводку трёх стоек на отрезке 12 м и удар в ворота с 6 м. 3. Игра с вратарями Совершенствованию ударов внутренней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Игра с вратарями. 2 1. 2 1. Обучение выбиванию мяча носком у партнёра, ведущего мяч сбоку. 2. Обучение отбору мяча выпадом у партнёра, ведущего мяч навстречу. 3. Игра с вратарями 2 1. Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы с остановкой по зрительному сигналу. 2. Обучение ведению мяча зигзагами. 3. Подвижная игра с элементами футбола. 4. Учебная игра. 2 1. Совершенствование ведения мяча внутренней стороной с остановкой по зрительному сигналу. 2. Ведение мяча 10 м, обводку трёх стоек на отрезке 12 м удар внутренней частью подъёма в цель. 3. Учебная игра. 2 1. 2 Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы попеременно правой и левой ногой. 2. Совершенствование ведения мяча внутренней стороны стопы с обводкой трёх стоек и завершающим ударом. 3. Учебная игра 22 23 24 25 26 27 мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. 1. Обучение ударам по воротам внутренней частью подъёма по катящемуся и прыгающему навстречу мячу спереди и сбоку 2. Учебная игра 2 1. 2. Обучение ударам внутренней стороной стопы. Обучение остановкам и передачам внутренней стороной стопы. 3. Подвижная игра с элементами футбола 4. Учебная игра. 2 1. Обучение ударам головой по подвешенному мячу. 2. Обучение ударам головой по подбрасываемому под собой мячу. 3. Обучение вбрасыванию мяча. 4. Учебнаяи гра. 2 1. 2. 3. 2 Совершенствование отбора мяча выпадом. Совершенствование отбора мяча подкатом Учебная игра. 1. Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в парах на месте и в движении 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Учебная игра. 2 1. 2 Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы с обводкой трёх стоек и завершающим ударом внутренней стороной стопы в цель. 2. Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в движении. 3. Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы и обводке стойки и передаче внутренней стороной стопы партнёру для завершающего удара по воротам внутренней частью подъёма. 4. Учебная игра 28 29 Развитие быстроты. Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие быстроты. Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 30 31 32 33 34 Развитие быстроты. Техника ведения остановки и отбора мяча. Техникаударовпом ячу. Развитие быстроты. Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие быстроты. Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие быстроты. Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. Развитие быстроты. Техника ведения остановки и отбора мяча. Техника ударов по Обучение ведению мяча зигзагами, чередуя толчки внутренней стороной стопы левой и правой ног. Совершенствование ведения мяча с обводкой трёх стоек и завершающим ударом внутренней частью подъёма в цель. Учебная игра. Совершенствование ведения мяча средней частью подъёма и остановки подошвой по зрительному сигналу. Обучение удару средней частью подъёма по неподвижному мячу. Обучение удару средней частью подъёма в цель после ведения мяча. Подвижная игра с элементами футбола. 2 2 1. Совершенствование удара средней частью подъёма в цель. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Учебнаяигра. 2 1. Совершенствование ударов головой по подвешенному и подброшенному над собой мячу. 2. Совершенствование ударов головой по мячу после вбрасывания партнёром. 3. Подвижная игра с элементами футбола. 2 1. 2 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Обучение замаху правой ногой влево над неподвижным мячом с последующим переносом за мяч. Обучение замаху правой ногой влево над неподвижным мячом, последующему переносу за мяч, толчку мяча вправо внешней частью подъёма и продвижению за мячом. Учебная игра Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в парах с продвижением. Подвижная игра с элементами футбола. Совершенствование ударов средней частью подъёма по катящемуся навстречу мячу. Учебная игра Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в парах на месте и в движении. Подвижная игра с элементами футбола Учебная игра. 2 мячу.