Структура программы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование раздела Страница Пояснительная записка Учебно-тематический план 1 года обучения Содержание занятий Учебно-тематический план 2 года обучения Содержание занятий Учебно-тематический план 3 года обучения Содержание занятий Требуемые для занятий материальные средства Литература 3-4 5-6 7-9 10-11 12-14 15-16 17-20 21 22 Пояснительная записка. Основные направления деятельности: 1. Развитие познавательной активности в области расширения и укрепления теоретических знаний по стрелковому спорту. 2. Совершенствование и укрепление у учащихся практических навыков по стрельбе из пневматической винтовки. 3. Привлечение детей к систематическим занятиям стрелкового спорта. 4. Активизация познавательной деятельности в области стрелкового спорта. 5.Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, основу которого составляет радость общения, радость общего дела, радость победы. Актуальность. Кружок создан с целью военно-патриотического воспитания детей и подростков, пропаганды стрелкового спорта, личного и профессионального самоопределения, творческого досуга. Цель: заинтересовать детей и подростков стрелковым спортом. Обучающие задачи: дать основные теоретические и практические знания в области стрелкового спорта, меры безопасности при стрельбе (пневматической винтовки). Воспитательные задачи: - военно-патриотическое воспитание; - воспитание чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта, воспитание дисциплины, чувство ответственности за порученное дело; - воспитание коллективизма; - понимание здорового образа жизни. Развивающие задачи: - расширение кругозора и эрудиции детей в области стрелкового спорта, военного дела; - дать технические сведения о стрелковом оружии и его использовании. Принципы: - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; - выбор вида деятельности по интересу; - доступность программы. Отличительные особенности данной программы: теоретическая подготовка знакомит кружковцев с правилами соревнований, с элементами производства меткого выстрела, с необходимостью выполнения тренировок; с характеристикой вооружения Российской армии, с историей ее создания. техническая подготовка ставит задачи: найти для каждого занимающегося рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить его правильной работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой крючок оружия. физическая подготовка необходима для повышения функциональных возможностей организма, для всестороннего гармонического развития. психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения. Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств, помогает добиваться поставленной цели. Программа разработана с учетом имеющегося в наличии школы оборудования. Методы и средства: - словесный (объяснение, рассказ, беседа); - наглядный (стенды, плакаты, видеофильмы, книги); - практический (упражнения в стрельбе из пневматической винтовки). Программа рассчитана на 3 года, а также на возраст детей 12 – 17 лет (мальчики и девочки). Работа по программе тематическому плану. осуществляется в группе согласно учебно- Конечный результат освоения программы: Овладение основами теоретических знаний, практических умений по программе «Меткий стрелок». Учебно-тематический план первого года обучения № Название раздела 1. Вводное занятие ТБ на 2. занятия. История развития теория 1 Кол-во часов практика 2 Формы и методы всего 1 Словесный (беседа) 2 Словесный (беседа, стрелкового спорта Примечание ТБ в течение всего года рассказ) Наглядный 3. Инструкции при обращении 2 2 с оружием (видеофильм) Словесный (объяснение, беседа) Наглядный После изучения инструкции повторяются перед каждым практическим 4. Материальная часть 6 6 пневматической винтовки Словесный (объяснение) занятием Инструкции при обращении с оружием Практический 5. Правила поведения в тире и 1 1 на линии огня 6. 7. 8. 9. Наглядный (плакат) Словесный После изучения (объяснение, беседа) правила повторяются Наглядный перед каждым Словесный практическим занятием Инструкции при стоя по неподвижной (объяснение) обращении с оружием мишени Практический Правила поведения в Наглядный (плакат) Словесный тире и на линии огня Инструкции при сидя «с колена» по (объяснение) обращении с оружием неподвижной мишени Практический Правила поведения в Наглядный (плакат) тире и на линии огня Правила и приемы стрельбы Правила и приемы стрельбы Правила и приемы стрельбы 1 1 1 34 40 40 35 41 41 Словесный Инструкции при лежа по неподвижной (объяснение) обращении с оружием мишени Практический Правила поведения в Внутригрупповые соревнования 15 15 Наглядный (плакат) Словесный (объяснение, беседа) Наглядный Содержание обучения для учащихся первого года обучения (144 ч.) I. Вводное занятие (1 ч). Тема. Цели, задачи и содержание кружка «Меткий стрелок». тире и на линии огня Инструкции при обращении с оружием Правила поведения в тире и на линии огня II. История развития стрелкового спорта (2 ч). Тема. История развития стрелкового спорта (1 ч). Тема. Развитие стрелкового оружия в России (просмотр видеофильма «История оружия») (1ч). III. Инструкции при обращении с оружием (2 ч). Тема. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия (2 ч). IV. Материальная часть пневматической винтовки (6 ч). Тема. Материальная часть пневматической винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки (2 ч). Тема. Порядок разборки и сборки винтовки (плакат «пневматическая винтовка») (1 ч). Тема. Характерные неисправности, их устранение (1 ч). Тема. Уход за оружием, хранение (2 ч). V. Правила поведения в тире и на линии огня (1 ч). Тема. Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру (1 ч). VI. Правила и приемы стрельбы стоя (35 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы стоя по неподвижной мишени (34 ч). VII.Правила и приемы стрельбы сидя «с колена» (41 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы сидя «с колена» по неподвижной мишени (40 ч). VIII.Правила и приемы стрельбы лежа (41 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы лежа по неподвижной мишени (40 ч). IX.Внутригрупповые соревнования (15ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба стоя - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (5 ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба сидя «с колена» - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (4 ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба лежа - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (3 ч). Тема. Соревнования (3 ч). В конце первого года обучения учащиеся должны: Знать: 1. Историю развития стрелкового спорта. 2. Развитие стрелкового оружия в России. 3. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия. 4. Материальная часть пневматической винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки. 5.Порядок разборки и сборки винтовки. 6.Характерные неисправности, их устранение. 7.Уход за оружием, хранение. 8.Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру. 9. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание. Уметь: 1. Правильно вести стрельбу стоя по неподвижной мишени. 2. Правильно вести стрельбу сидя «с колена» по неподвижной мишени. 3. Правильно вести стрельбу лежа по неподвижной мишени. Учебно-тематический план второго года обучения (144 ч.) № Название раздела теория Кол-во часов практика всего Формы и Примечание ТБ в течение 1. Вводное занятие ТБ на занятия. 1 1 методы Словесный 2. История развития стрелкового 2 2 (беседа) Словесный всего года спорта (повторение) (беседа, рассказ) Наглядный 3. Инструкции при обращении с 1 1 оружием (видеофильм) Словесный После изучения (объяснение, инструкции беседа) повторяются Наглядный перед каждым практическим 4. Материальная часть 2 2 Словесный занятием Инструкции при пневматической винтовки (объяснение) обращении с (повторение) Практический оружием Наглядный 5. Материальная часть автомата 1 2 3 Калашникова (плакат) Словесный Инструкции при (объяснение) обращении с Практический оружием Наглядный 6. Правила поведения в тире и на 1 1 линии огня (плакат) Словесный (объяснение, беседа) Наглядный После изучения правила повторяются перед каждым практическим 7. Правила и приемы стрельбы стоя 1 37 38 Словесный занятием Инструкции при по неподвижной мишени (объяснение) обращении с (совершенствование) Практический оружием Наглядный Правила (плакат) поведения в тире и на линии огня 8. Правила и приемы стрельбы сидя 1 49 50 Словесный Инструкции при «с колена» по неподвижной (объяснение) обращении с мишени (совершенствование) Практический оружием Наглядный Правила (плакат) поведения в тире и на линии 9. Правила и приемы стрельбы лежа по неподвижной мишени (совершенствование) 1 33 34 Словесный огня Инструкции при (объяснение) обращении с Практический оружием Наглядный Правила (плакат) поведения в тире и на линии 10. Внутригрупповые соревнования по неподвижным мишеням 12 12 Словесный (объяснение, беседа) Наглядный Практический Содержание обучения для учащихся второго года обучения (144ч.) I. Вводное занятие (1 ч). Тема. Цели, задачи и содержание кружка «Стрелковая подготовка». II. История развития стрелкового спорта (2 ч). огня Инструкции при обращении с оружием Правила поведения в тире и на линии огня Тема. История развития стрелкового спорта (1 ч). Тема. Развитие стрелкового оружия в России (просмотр видеофильма «История оружия») (1ч). III. Инструкции при обращении с оружием (1 ч). Тема. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия (1 ч). IV. Материальная часть пневматической винтовки (2 ч). Тема.Материальная часть пневматической винтовки.Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки (1 ч). Тема. Уход за оружием, хранение (1 ч). V. Материальная часть автомата Калашникова (3 ч). Тема. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов автомата Калашникова (1 ч). Тема. Порядок разборки и сборки автомата Калашникова. Уход за оружием, хранение (2 ч). VI. Правила поведения в тире и на линии огня (1 ч). Тема. Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру (1 ч). VII. Правила и приемы стрельбы стоя (38 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы стоя по неподвижной мишени (37 ч) (совершенствование). VIII. Правила и приемы стрельбы сидя «с колена» (50 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы сидя «с колена» по неподвижной мишени (49 ч) (совершенствование). IX. Правила и приемы стрельбы лежа (34 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы лежа по неподвижной мишени (33 ч) (совершенствование). X. Внутригрупповые соревнования (12ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба стоя - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (3 ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба сидя «с колена» - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (3 ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба лежа - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (3 ч). Тема. Соревнования (3 ч). В конце второго года обучения учащиеся должны: Знать: 1. Историю развития стрелкового спорта. 2. Развитие стрелкового оружия в России. 3. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия. 4. Материальная часть пневматической винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки. 5.Порядок разборки и сборки винтовки. 6.Характерные неисправности, их устранение. 7.Уход за оружием, хранение. 8.Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру. 9. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание. 10.Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов автомата Калашникова (1 ч). 11. Порядок разборки и сборки автомата Калашникова. Характерные неисправности, их устранение. Уход за оружием, хранение Уметь: 1. Правильно вести стрельбу стоя по неподвижной мишени. 2. Правильно вести стрельбу сидя «с колена» по неподвижной мишени. 3. Правильно вести стрельбу лежа по неподвижной мишени. Учебно-тематический план третьего года обучения (144 ч.) № Название раздела теория Кол-во часов практика всего Формы и Примечание ТБ в течение 1. Вводное занятие ТБ на 1 1 методы Словесный 2. занятия. История развития 2 2 (беседа) Словесный стрелкового спорта (беседа, рассказ) всего года (повторение) 3. Инструкции при Наглядный 1 1 обращении с оружием (видеофильм) Словесный После изучения (объяснение, инструкции беседа) повторяются Наглядный перед каждым практическим 4. Материальная часть 4 4 Словесный занятием Инструкции при пневматической (объяснение) обращении с винтовки (повторение) Практический оружием Наглядный 5. Материальная часть 1 4 5 автомата Калашникова (плакат) Словесный Инструкции при (объяснение) обращении с Практический оружием Наглядный 6. Правила поведения в 1 1 тире и на линии огня (плакат) Словесный (объяснение, беседа) Наглядный После изучения правила повторяются перед каждым практическим 7. Правила и приемы 1 31 32 Словесный занятием Инструкции при стрельбы стоя по (объяснение) обращении с неподвижной мишени Практический оружием (совершенствование) Наглядный Правила (плакат) поведения в тире и на линии огня 8. Правила и приемы 1 45 46 Словесный Инструкции при стрельбы сидя «с (объяснение) обращении с колена» по неподвижной Практический оружием мишени Наглядный Правила (совершенствование) (плакат) поведения в тире и на линии 9. Правила и приемы стрельбы лежа по неподвижной мишени (совершенствование) 1 45 46 Словесный огня Инструкции при (объяснение) обращении с Практический оружием Наглядный Правила (плакат) поведения в тире и на линии 10. Внутригрупповые соревнования по неподвижным мишеням 14 14 Словесный (объяснение, беседа) Наглядный Практический Содержание обучения для учащихся третьего года обучения (144 ч.) I. Вводное занятие (1 ч). Тема. Цели, задачи и содержание кружка «Стрелковая подготовка». II. История развития стрелкового спорта (2 ч). огня Инструкции при обращении с оружием Правила поведения в тире и на линии огня Тема. История развития стрелкового спорта (1 ч). Тема. Развитие стрелкового оружия в России (просмотр видеофильма «История оружия») (1ч). III. Инструкции при обращении с оружием (1 ч). Тема. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия (1 ч). IV. Материальная часть пневматической винтовки (4 ч). Тема. Материальная часть пневматической винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки (1 ч). Тема. Порядок разборки и сборки винтовки (плакат «пневматическая винтовка») (1 ч). Тема. Характерные неисправности, их устранение (1 ч). Тема. Уход за оружием, хранение (1 ч). V. Материальная часть автомата Калашникова (5 ч). Тема. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов автомата Калашникова (1 ч). Тема. Порядок разборки и сборки автомата Калашникова. Характерные неисправности, их устранение. Уход за оружием, хранение (4 ч). VI. Правила поведения в тире и на линии огня (1 ч). Тема. Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру (1 ч). VII. Правила и приемы стрельбы стоя (32 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы стоя по неподвижной мишени (31 ч) (совершенствование). VIII. Правила и приемы стрельбы сидя «с колена» (46ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы сидя «с колена» по неподвижной мишени (45 ч) (совершенствование). IX. Правила и приемы стрельбы лежа (46 ч). Тема. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание (1 ч). Тема. Правила и приемы стрельбы лежа по неподвижной мишени (45 ч) (совершенствование). X. Внутригрупповые соревнования (12ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба стоя - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (3 ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба сидя «с колена» - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (3 ч). Тема. Подготовка к соревнованиям – стрельба лежа - 10 м; три – пробных, десять – зачетных (3 ч). Тема. Соревнования (3 ч). В конце третьего года обучения учащиеся должны: Знать: 1. Историю развития стрелкового спорта. 2. Развитие стрелкового оружия в России. 3. Меры безопасности при обращении с оружием. Порядок обращения с оружием во время переноса, стрельбы и чистки оружия. 4. Материальная часть пневматической винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки. 5.Порядок разборки и сборки винтовки. 6.Характерные неисправности, их устранение. 7.Уход за оружием, хранение. 8.Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру. 9. Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание. 10.Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов автомата Калашникова (1 ч). 11. Порядок разборки и сборки автомата Калашникова. Характерные неисправности, их устранение. Уход за оружием, хранение. Уметь: 1. Правильно вести стрельбу стоя по неподвижной мишени. 2. Правильно вести стрельбу сидя «с колена» по неподвижной мишени. 3. Правильно вести стрельбу лежа по неподвижной мишени. Оценка эффективности реализации программы. Воспитательный эффект: - формирование нравственных, морально-волевых качеств; - формирование психологической и волевой готовности к патриотическому поведению; - формирование понимания необходимости вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом; - формирование навыков культуры общения, коллективизма. Социальный эффект: - отвлечение подростков от антисоциальной деятельности; - правовое воспитание, профилактика негативного поведения. Оздоровительный эффект: - привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом; Развивающий эффект: - активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью; - расширение и углубление знаний, умений и навыков по стрелковой подготовке, здоровому образу жизни; - формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний, эффективности проводимых практических мероприятий. Требуемые для занятий материальные средства: - тир, оборудованный для стрельбы из пневматического оружия, согласно со всеми требованиями к стрелковым тирам для стрельбы из пневматического оружия; - пневматические винтовки ИЖ – 38; - мишени бумажные (различные); - пульки для стрельбы из пневматического оружия; - стенды для стрельбы; -плакаты по изучению устройства и взаимодействия частей АК, ПМ и пневматической винтовки; - сборно-разборный макет АК. Литература: 1. «Программа для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно-техническими знаниями в первичных организациях ДОСААф», М, 1986 г. 2. Маркевич В.Е. «Ручное огнестрельное оружие», изд. «Полигон», С-П. 3. Мураховский В.И. «Оружие пехоты», изд. «Арсенал-Пресс», М, 1992 г. 4. Болотин Д.Н. «История советского стрелкового оружия и патронов», изд. «Полигон», С-П. 5. Болотин Д.Н. «Советское стрелковое оружие», «Военное издательство», М, 1986 г. 6. Попов Е.А., «Огневая подготовка»,Москва, 2004 г.