Истоки культуры

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обострение

социально-экономических

отношений,

расслоение

общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и
психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение
современного человека. Вследствие этого меняется и мир детства, который в
настоящее время нельзя назвать благополучным.
Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе,
отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в
тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса
неполноценности,

своего

рода

второсортности.

Предупредить

такие

проблемы разумнее, нежели устранять их последствия. Не секрет, что до сих
пор школа мало уделяет внимания проблемам культуры поведения,
обеспечению социальной готовности личности к жизни вне школьных стен.
Учащиеся непростительно мало знают о нормах и правилах поведения
в современном обществе, о морально-психологическом климате трудового
коллектива, об этике служебных отношений, предпочитая им подчас
вульгарную непосредственность. А между тем школа, решая традиционные и
новые задачи, должна стать гарантом культурного, нравственного развития
граждан.
Простое исследование, проведенное среди учеников, показало, что
только 10%обучающихся 8-10 классов хорошо знают и используют этикет в
жизни; 80% -имеют лишь самое общее представление об этикете, вследствие
чего поведение их в большей мере интуитивное; а 10% опрошенных
подростков практически ничего не знают об этикете. Вместе с тем,
углубленные опросы учащихся и их родителей показывают, что потребность
знать как вести себя в различных ситуациях, желание уметь красиво и
достойно выходить из затруднительных положений у подростков огромно.
Обстоятельный анализ сложившейся учебно-воспитательной ситуации
в школах привел к мысли о необходимости включения в воспитательный
план школы программу «Истоки культуры».

3

Программа «Истоки культуры» имеет социально-педагогическую
направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и
этической культуры. Основная задача - включение каждого обучающегося в
последовательный процесс осознания, усвоение норм нравственной жизни
людей, приобщение к этим нормам. Программа представляет собой
непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и
педагога, при котором голос каждого значим и слышим.
ЦЕЛИ:
1. Знакомство с правилами поведения в различных сферах жизни.
2. Умение общаться с людьми разного возраста и положения в обществе.
3. Воспитание культурной личности, сопоставляющей себя с другими
людьми.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать формированию культурного отношения к людям.
2. Расширить

представления

и

знания,

обучающихся

об

этикете,

правилаххорошего тона, об умении общаться.
3. Способствовать сохранению и укреплению связи между старшим и
подрастающим поколениями.
4. Создать условия для реализации каждым учащимся собственного
интереса ксвоей внутренней жизни, вызывающего потребность в
самооценке.
Программа рассчитана на 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).
Рекомендована для возраста 12-17 лет.
Основными формами организации занятий по программе являются:
групповая, коллективная, индивидуальная.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
 круглый стол;
 беседа;

4

 диспут;
 открытый микрофон;
 конкурс;
 коллективное творческое дело;
 ролевая игра;
 элементы тренинга;
 массовое мероприятие;
 видео-занятия и др.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
 нравственной самооценки;
 этики поведения;
 отношения к жизненным ценностям;
 нравственной мотивации.
4. Анкетирование учащихся и родителей
Программа

отражает

необходимый

обществу

и

государству

социальный заказ на воспитание культурного гражданина своей Родины.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
1. Формирование

собственных

навыков

культурного

поведения,

правилхорошего тона.
2. Привитие уважительного ивежливого отношения к другим людям.
3. Формирование самостоятельного представления о достойномповедении в
обществе.

5

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
в том числе
Тема
Всего
теория практика
Общие вопросы этикета
1. Что
такое
этикет?
История
1
1
возникновения этикета.
2. Диагностика уровня воспитанности
2
1
1
учащихся. Составление собственных
правил этикета.
3. Роскошь человеческого общения.
1
1
Тестирование:
«Насколько
вы
общительны, робки, контактны?»
4. Ролевая игра: «Вежливость».
1
1
Этикет в семье и с близкими родственниками
5. Родительский дом – доброты причал.
1
1
6. Приём пищи – тоже искусство.
3
1
2
7. У вас гости. Вы в гостях.
2
2
Сервировка стола.
8. С кем вместе садиться в семейную
2
1
1
ладью.
9. Ревность, или как победить черное
1
1
чудовище в груди.
10. Этикет на семейных торжествах.
1
1
Хороший тон за пределами дома
11. Вы сказали: «Здравствуйте!».
2
1
1
12. Турнир вежливости
1
1
13. Культура поведения в общественных
6
4
2
местах.
Народные
традиции
у
представителей различных религий.
14. Маленькие мелочи.
1
1
15. Готовы ли вы к путешествию? Этикет
1
1
в поездке.
16. Волшебный мир моды. Что такое
2
1
1
имидж?
Правила поведения в различных языковых ситуациях
17. Язык – враг или друг? Разговор по
4
2
2
телефону.
18. Жанры
и
содержание
писем
1
1
(сообщений)
19. Итоговое занятие.
1
1
Итого часов
34
17
17

№
п/п

6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Общие вопросы этикета (5 часа).
История возникновения этикета.
Диагностика уровня воспитанности учащихся. Составление собственных
правил этикета.
Тестирование: «Насколько вы общительны, робки, контактны?»
Беседа: «Вежливость».
Учащиеся должны знать: Значение слов этикет, вежливость, общительность.
Иметь представление об общих правилах этикета.
Уметь составлять собственные правила этикета, основанные
наобщепринятых нормах.
Способствовать сознательному формированию норм культурного
человека.
Раздел 2. Этикет в семье и с близкими родственниками (10 часов).
Родительский дом – доброты причал.
Хозяйка дома – его полномочная представительница.
Правила хорошего тона за столом. Сервировка стола.
У вас гости. Вы в гостях.
Этикет при важных событиях семейной жизни.
С кем вместе садиться в семейную ладью.
Учащиеся должны знать: права и обязанности всех представителей семьи,
основные приёмысервировки стола и подачи блюд, правила хорошего тона за
столом.
Иметь представление о поведении культурного человека на
главныхсемейных событиях.
Уметь сервировать стол, принять гостей в своём доме, экономно
вестихозяйство.
Способствовать формированию у учащихся сознательного отношенияк
созданию семьи, ведению домашнего хозяйства.

7

Раздел 3. Хороший тон за пределами дома (13 часов).
Правила приветствия у разных народов.
Правила поведения в общественных местах.
Этикет в путешествии.
Имидж, стиль.
Учащиеся должны знать: правила приветствия у различных народов, правила
поведения вобщественных местах, в путешествии.
Иметь представление о традициях представителей различныхрелигий, об
имидже, о правилах поведения при поступлении на работу.
Уметь приветствовать представителей различных народов, возрастныхи
социальных групп; выбирать свой стиль в одежде.
Способствовать сознательному формированию норм вежливогочеловека.
Раздел 4. Правила поведения в различных языковых ситуациях( 6
часов).
Язык: враг или друг?
Разговор по телефону.
Жанры и содержание писем.
Учащиеся должны знать:
Основные приёмы написания писем, правила разговора по телефону.
Иметь представление о существовании различныхязыковыхситуаций.
Уметь правильно написать письмо другу, родителям, взросломучеловеку.
Способствовать сознательному развитию культуры речи.

8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкаткова Л.А. Умеете ли
Вы общаться? Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.-144 с.

2.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая
психология на каждый день. – М.: Новая школа, 1993.-160 с.

3.

Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. – М.: Советский спорт,
1993.-160 с.

4.

Соловьев Э.Я. Этикет. – М.: ИВФ Антал., 1994.-96 с.

5.

Тарасов Е. Популярная психотерапия. – М.: Агенство «ФАИР», 1997.320с.

6.

Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебнопрактическое пособие. – М.: Изд-во «АКАЛИС» ВИЦГУЛ, 1996.-152 с.

7.

Этикет на каждый день. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2005.-304 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».