Экскурсовод

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь современного подростка качественно отличается от той,
которой жили люди старших поколений. Сегодняшний ученик имеет доступ
к большому числу источников информации, пользуется интернетом.
Подрастающее

поколение

живет

в

быстроизменяющемся,

сложном,

противоречивом мире пути, развития которого порой непредсказуемы.
Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с
огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни,
нередко принадлежащих к разным культурным средам. Сегодня на них
оказывают

мощное

влияние

культурные

и

исторические

традиции,

сформировавшиеся как в нашей стране, так и за ее пределами.
Как помочь ребенку найти свое место в этом многоликом мире? Как
пробудить в нем интерес к активному жизнетворчеству? Как научить его
бесконфликтно сосуществовать в социуме с иными людьми, уметь общаться,
понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать
достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту
иных народов, отстаивая свои взгляды, свою точку зрения?
В какой-то мере эти вопросы может решить клуб экскурсоводов,
созданный в школьном музее «От села Пермского до города на заре» МОУ
СОШ № 14.
Музей школы работает с 1981 года. За это время собраны
материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется
большая краеведческая работа.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная
образовательная программа

кружка «Экскурсовод»патриотической

направленности. В программе отражены основные цели и задачи,
направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности
Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.

3

Данная программа ориентирована на учащихся 5-11 классов (12-16
лет). Сроки реализации программы 2018– 2020 годы.
ЦЕЛИ:
1. Создание условий, способствующих привитию музейной культуры
учащимся средствами экскурсионной работы.
2. Изучение истории родного города, школы.
3. Подготовка экскурсоводов.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить основные вехи в истории города Комсомольска-на-Амуре,
школы.
2. Познакомить с биографиями знаменитых выпускников.
3. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.
4. Научить

детей

приемам

и

навыкам

краеведческой

и

музейной

деятельности в качестве экскурсовода.
5. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет
формирования у детей определенного объема информации о музейном
пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и
практического материала.
6. Воспитывать

музейную

культуру,

самостоятельность,

творческую

инициативу учащихся.
7. Способствовать изучению истории родного города, района, школы,
области.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Ежегодно составляется план мероприятий по реализации программы.
Музей является связующим звеном в системе воспитательной работы.
1.

Изучение символики России, Хабаровского края,Комсомольска-наАмуре.

4

2.

Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах
Великой Отечественной войны, выпускниках школы.

3.

Встречи с ветеранами войны и труда.

4.

Информационное обеспечение мероприятий.

5.

Совместная

работа

со

школьной

библиотекой

и

другими

подразделениями школы
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Усвоение теоретических знаний.
2. Формирование практических навыков.
ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:
1. Лекционные занятия.
2. Совместное планирование деятельности музея и кружка экскурсоводов.
3. Беседы, сбор информации о ветеранах, живущих в Комсомольске-наАмуре.
4. Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, писателями.
5. Разработка тем экскурсий, проектов.
6. Защита проектов.
7. Экскурсии.
Участие в школьных, городских конкурсах («Край родной, тебе поем мы
славу…», «Рождественские чтения», «Музеи Мира рассказывают», «Малая
Родина»)
8. Отчеты о проведенных экскурсиях.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Словесный — передача необходимой для дальнейшего обучения
информации.
2. Наглядный —посещение экспозиций,выставок музея, просмотр альбомов,
книг, буклетов, фотографий.

5

3. Поисковый — сбор информации по заданной теме.
4. Исследовательский

—

изучение документальных

и

вещественных

предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной,
интеллектуально-познавательной деятельности.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
 проведение экскурсий в школьном музее,
 встречи с интересными людьми,
 выступления членов кружка на занятиях,
 обсуждение работы кружка,
 реализация социальных проектов.
Программа кружка составлена для учащихся школы на 2 года
обучения (224 часов).Программа включает в себя различные обучающие
блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и
навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей
для творческого развития личности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
1. Расширение знаний о родном крае.
2. Развитие познавательной деятельности.
3. Привитие любви к своей Родине.
4. Освоение навыков музейного дела.
5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений.
6. Развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
7. Формирование практических навыков работы в научно исследовательской
деятельности.

6

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Тема

Количество часов
в том числе
Всего теория практика
2
2
-

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Что такое музей.
Краеведческая игра. Цель. Задачи, место
4
и форма проведения.
Основы музейных знаний.
О чем будет рассказывать школьный
4
музей. Его основные разделы.
Где и как собирать материалы для музея.
4
Работа с историческими источниками.
6
Изучение архивных документов.
6
Реставрация экспонатов в условиях
6
школьного музея
Как оформить выставку, музейную
8
экспозицию.
Презентация выставок учащихся, анализ
6
работ.
Как подготовить доклад, экскурсию
4
Методы проведения экскурсий
4
Свидетели истории.
8
Учет и хранение собранных документов
10
и вещей.
Использование разнообразных форм и
12
видов
культурно-просветительской
работы в школьном музее.
Краеведение
Историческое прошлое нашего края.
6
Методика проведения социологического
6
опроса.
Правила
анализ
социологического
4
опроса, подведение итогов.
Секреты хорошего интервью.
6
Правила
записи
8
воспоминаний.Краеведческий дневник.
Создание
презентаций
на
основе
12
собранного материала.
Парад презентаций учащихся, анализ
6
работ.

1

3

4

-

2
2
2
2

2
4
4
4

4

4

2

4

2
2
4
2

2
2
4
8

4

8

4
2

2
4

2

2

2
4

4
4

4

8

2

4

7

Научно-исследовательская деятельность школьного музея
22. Подготовка
научно-исследовательских
12
6
6
работ для участия в конференции,
районном конкурсе творческих работ по
краеведению.
23. Участие
в
историко-краеведческих
8
8
конкурсах и конференциях различного
уровня.
Итого:
148
54
94

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
год обучения

I
1.

Вводное занятие.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы.

Инструктаж по технике безопасности.Краеведческая игра. Цель. Задачи,

8

место и форма проведения.
2.

Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный
музей.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип

работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская
и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в
микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.
Где и как собирать материалы для музея.
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с
участниками исторических событий, работниками музеев, известными
людьми города.
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и
достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов.
Требования к ведению краеведческого дневника
Изучение архивных документов.
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость
их полной сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию.
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной
экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций,
элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок,
сменных стендов, передвижных выставок
Как подготовить доклад, экскурсию
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников
информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы
доклада или экскурсии.
Как вести экскурсию
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в
ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции.

9

Требования к языку экскурсовода.
Свидетели истории
Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем,
воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники.
Ваши помощники в поисковой работе:
Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе
поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов. Экскурсии
в выше перечисленные организации.
Как работать с газетами, журналами, книгами.
Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы.
Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых
событий.
Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время
встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото
— и видео — аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.
Учет и хранение собранных документов и вещей.
Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить
собранные материалы.
Использование

разнообразных

форм

и

видов

культурно-

просветительской работы в школьном музее.
Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии.
Организация временных выставок. Организация издательской деятельности.
Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение
викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея.

3.

Краеведение. Историческое прошлое нашего края.
Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и

хозяйство края. Современное развитие Комсомольска—на—Амуре. Правила

10

записи воспоминаний.Краеведческий дневник. Создание презентаций на
основе собранного материала.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

4.

Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях
различного уровня.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
год обучения

II
№
п/п
1.

Тема

Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ. Что такое реферат и что такое

Количество часов
в том числе
Всего
теория
практика
2
2
-

11

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

9.
10.

11.

12.

13.
14.
15.

16.

17.
18.

научно-исследовательская работа.
Краеведческая игра. Цель. Задачи,
2
1
1
место и форма проведения.
Научно – исследовательская работа
Как
подготовить
научно6
2
4
исследовательскую работу?
Как
проводить
научное
8
2
6
исследование?
Как определить и уточнить тему?
4
2
2
Как изучатьлитературу?
8
4
4
Как определить гипотезу?
2
1
1
Как сформулировать цель и задачи
2
1
1
исследования?
Как
определить
методы
4
1
3
исследования?
Требования к оформлению научно-исследовательской работы
Составные части работы.
2
1
1
Требования к оформлению научно2
2
исследовательской
работы.
Титульный лист.
Требования к оформлению научно2
1
1
исследовательской
работы.
Содержание основной части.
Требования к оформлению научно2
1
1
исследовательской
работы
Заключение, список используемой
литературы.
Требования к оформлению реферата
Составные части работы.
1
1
Требования
к
оформлению
1
1
реферата. Титульный лист.
Требования
к
оформлению
4
2
2
реферата. Содержание основной
части.
Требования
к
оформлению
6
2
4
реферата. Заключение, список
используемой литературы.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея
Подготовка
научно10
10
исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих
8
8
конкурсах
и
конференциях
различного уровня.
Итого:
76
24
52

12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
II год обучения.
1. Вводное занятие.
Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж
по технике безопасности.Краеведческая игра. Цель. Задачи, место и форма
проведения.
2. Научно – исследовательская работа.
Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить
научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать

13

литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи
исследования? Как определить методы исследования?
3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы.
Составные

части

работы.

Требования

к

оформлению

научно-

исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части.
Заключение, список используемой литературы.
4. Требования к оформлению реферата.
Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной
части. Заключение, список используемой литературы.
5. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной
конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и
конференциях различного уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методические рекомендации по организации деятельности

школьных

музеев и развитию детских краеведческих объединений.(Приложение к
письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11)
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
3. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
4. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

14

5. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической
и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи.
Методические рекомендации. М.: 2002 г.
6. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
7. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.
8. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».