2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Жизнь современного подростка качественно отличается от той, которой жили люди старших поколений. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации, пользуется интернетом. Подрастающее поколение живет в быстроизменяющемся, сложном, противоречивом мире пути, развития которого порой непредсказуемы. Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни, нередко принадлежащих к разным культурным средам. Сегодня на них оказывают мощное влияние культурные и исторические традиции, сформировавшиеся как в нашей стране, так и за ее пределами. Как помочь ребенку найти свое место в этом многоликом мире? Как пробудить в нем интерес к активному жизнетворчеству? Как научить его бесконфликтно сосуществовать в социуме с иными людьми, уметь общаться, понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту иных народов, отстаивая свои взгляды, свою точку зрения? В какой-то мере эти вопросы может решить клуб экскурсоводов, созданный в школьном музее «От села Пермского до города на заре» МОУ СОШ № 14. Музей школы работает с 1981 года. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа. В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа кружка «Экскурсовод»патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям. 3 Данная программа ориентирована на учащихся 5-11 классов (12-16 лет). Сроки реализации программы 2018– 2020 годы. ЦЕЛИ: 1. Создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы. 2. Изучение истории родного города, школы. 3. Подготовка экскурсоводов. ЗАДАЧИ: 1. Изучить основные вехи в истории города Комсомольска-на-Амуре, школы. 2. Познакомить с биографиями знаменитых выпускников. 3. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее. 4. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода. 5. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала. 6. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся. 7. Способствовать изучению истории родного города, района, школы, области. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Ежегодно составляется план мероприятий по реализации программы. Музей является связующим звеном в системе воспитательной работы. 1. Изучение символики России, Хабаровского края,Комсомольска-наАмуре. 4 2. Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы. 3. Встречи с ветеранами войны и труда. 4. Информационное обеспечение мероприятий. 5. Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: 1. Усвоение теоретических знаний. 2. Формирование практических навыков. ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: 1. Лекционные занятия. 2. Совместное планирование деятельности музея и кружка экскурсоводов. 3. Беседы, сбор информации о ветеранах, живущих в Комсомольске-наАмуре. 4. Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, писателями. 5. Разработка тем экскурсий, проектов. 6. Защита проектов. 7. Экскурсии. Участие в школьных, городских конкурсах («Край родной, тебе поем мы славу…», «Рождественские чтения», «Музеи Мира рассказывают», «Малая Родина») 8. Отчеты о проведенных экскурсиях. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Словесный — передача необходимой для дальнейшего обучения информации. 2. Наглядный —посещение экспозиций,выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий. 5 3. Поисковый — сбор информации по заданной теме. 4. Исследовательский — изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: проведение экскурсий в школьном музее, встречи с интересными людьми, выступления членов кружка на занятиях, обсуждение работы кружка, реализация социальных проектов. Программа кружка составлена для учащихся школы на 2 года обучения (224 часов).Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ 1. Расширение знаний о родном крае. 2. Развитие познавательной деятельности. 3. Привитие любви к своей Родине. 4. Освоение навыков музейного дела. 5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений. 6. Развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 7. Формирование практических навыков работы в научно исследовательской деятельности. 6 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Тема Количество часов в том числе Всего теория практика 2 2 - Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей. Краеведческая игра. Цель. Задачи, место 4 и форма проведения. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный 4 музей. Его основные разделы. Где и как собирать материалы для музея. 4 Работа с историческими источниками. 6 Изучение архивных документов. 6 Реставрация экспонатов в условиях 6 школьного музея Как оформить выставку, музейную 8 экспозицию. Презентация выставок учащихся, анализ 6 работ. Как подготовить доклад, экскурсию 4 Методы проведения экскурсий 4 Свидетели истории. 8 Учет и хранение собранных документов 10 и вещей. Использование разнообразных форм и 12 видов культурно-просветительской работы в школьном музее. Краеведение Историческое прошлое нашего края. 6 Методика проведения социологического 6 опроса. Правила анализ социологического 4 опроса, подведение итогов. Секреты хорошего интервью. 6 Правила записи 8 воспоминаний.Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе 12 собранного материала. Парад презентаций учащихся, анализ 6 работ. 1 3 4 - 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 2 4 2 2 4 2 2 2 4 8 4 8 4 2 2 4 2 2 2 4 4 4 4 8 2 4 7 Научно-исследовательская деятельность школьного музея 22. Подготовка научно-исследовательских 12 6 6 работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению. 23. Участие в историко-краеведческих 8 8 конкурсах и конференциях различного уровня. Итого: 148 54 94 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ год обучения I 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.Краеведческая игра. Цель. Задачи, 8 место и форма проведения. 2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями. Где и как собирать материалы для музея. Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города. Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника Изучение архивных документов. Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности. Как оформить выставку, музейную экспозицию. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок Как подготовить доклад, экскурсию Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии. Как вести экскурсию Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. 9 Требования к языку экскурсовода. Свидетели истории Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники. Ваши помощники в поисковой работе: Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов. Экскурсии в выше перечисленные организации. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники. Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото — и видео — аппаратуры. Методика проведения социологического опроса. Учет и хранение собранных документов и вещей. Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы. Использование разнообразных форм и видов культурно- просветительской работы в школьном музее. Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея. 3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное развитие Комсомольска—на—Амуре. Правила 10 записи воспоминаний.Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. 4. Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН год обучения II № п/п 1. Тема Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое Количество часов в том числе Всего теория практика 2 2 - 11 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. научно-исследовательская работа. Краеведческая игра. Цель. Задачи, 2 1 1 место и форма проведения. Научно – исследовательская работа Как подготовить научно6 2 4 исследовательскую работу? Как проводить научное 8 2 6 исследование? Как определить и уточнить тему? 4 2 2 Как изучатьлитературу? 8 4 4 Как определить гипотезу? 2 1 1 Как сформулировать цель и задачи 2 1 1 исследования? Как определить методы 4 1 3 исследования? Требования к оформлению научно-исследовательской работы Составные части работы. 2 1 1 Требования к оформлению научно2 2 исследовательской работы. Титульный лист. Требования к оформлению научно2 1 1 исследовательской работы. Содержание основной части. Требования к оформлению научно2 1 1 исследовательской работы Заключение, список используемой литературы. Требования к оформлению реферата Составные части работы. 1 1 Требования к оформлению 1 1 реферата. Титульный лист. Требования к оформлению 4 2 2 реферата. Содержание основной части. Требования к оформлению 6 2 4 реферата. Заключение, список используемой литературы. Научно-исследовательская деятельность школьного музея Подготовка научно10 10 исследовательских работ. Участие в историко-краеведческих 8 8 конкурсах и конференциях различного уровня. Итого: 76 24 52 12 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ II год обучения. 1. Вводное занятие. Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.Краеведческая игра. Цель. Задачи, место и форма проведения. 2. Научно – исследовательская работа. Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать 13 литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования? 3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Составные части работы. Требования к оформлению научно- исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы. 4. Требования к оформлению реферата. Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы. 5. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11) 2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001. 3. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988. 4. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001. 14 5. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002 г. 6. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982. 7. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987. 8. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.